Описание и принцип действия
системы помощи при экстренном торможении (EBA)
Настоящее поступательное распространение антиблокировочных систем тормозов показало, что многие водители по причине неправильного использования тормозов теряют преимущества в безопасности, которые дает ABS.
Водители слишком нерешительно давят на тормоза. Вследствие этого антиблокировочная система тормозов (ABS) не срабатывает, и не достигается максимальная эффективность торможения.
EBA по тому, как водитель обращается с педалью тормоза, распознает, что наступила экстренная ситуация, и автоматически задействует тормозную систему на полную мощность.
Это происходит в течение нескольких миллисекунд, т.е. быстрее, чем это мог бы сделать сам водитель.
Дальше рассматривается феномен того, что после сильного поначалу нажатия на педаль тормоза водитель слишком рано уменьшает давление на нее.
EBA заботится таким образом о том, чтобы действие ABS сохранялось и после того, как усилие нажатия на педаль тормоза упадет ниже рабочего диапазона ABS. Система доступна в качестве опции в зависимости от рынка и варианта исполнения автомобиля.
В зависимости от водительских навыков EBA позволяет сократить тормозной путь от 15% у опытного водителя до свыше 40% у среднестатистического водителя.
Так как EBA тормозит автомобиль до границы блокировки тормозов, система помощи при экстренном торможении применяется исключительно на автомобилях с ABS.
Элементы
Поз. | № запасной части | Наименование |
1 | - | EBA |
EBA работает чисто механически и полностью встроена в усилитель тормозов.
Усилители тормозов с EBA и без нее внешне идентичны. Для идентификации усилителей тормозов, оснащенных EBA, на них имеется белая наклейка с большой буквой "А".
Двухкамерный главный тормозной цилиндр одинаков для всех автомобилей, как с EBA, так и без нее.
Работа
В стандартных ситуациях торможения усилитель тормозов, оснащенный EBA, ведет себя как обычный усилитель тормозов. Это означает, что водитель имеет возможность дозировать тормозное усилие в любой момент времени.
Если при торможении преодолевается заранее заданный порог подключения, в действие вступает EBA.
Для определения порога подключения за основу берется такая характеристика задействования педали тормоза, которая складывается из силы и скорости нажатия на педаль тормоза.
Порог подключения EBA для каждой модели автомобиля определяется отдельно.
Механическая система EBA использует тот факт, что в усилителе тормозов, когда начинается процесс торможения, поршень опережает корпус управляющего механизма.
За счет этого между корпусом управляющего механизма и поршнем возникает относительное перемещение, в зависимости от силы и скорости нажатия на педаль тормоза это перемещение может быть больше или меньше.
При медленном и несильном нажатии это относительное перемещение незначительно. При быстром и сильном нажатии это относительное перемещение больше.
Поз. | № запасной части | Наименование |
1 | - | Относительное перемещение |
2 | - | Корпус управляющего механизма |
3 | - | Поршень |
| | |
Нормальное торможение
Поз. | № запасной части | Наименование |
1 | - | Шариковая втулка |
2 | - | Корпус управляющего механизма |
3 | - | Поршень |
4 | - | стопорный шарик |
5 | - | Стопорная втулка |
6 | - | Сепаратор стопорных шариков |
| | |
В нормальной ситуации торможения относительный ход, обусловленный характеристикой задействования педали тормоза, остается настолько малым, что конструктивно заданный фиксированный ход не превышается.
Стопорная втулка остается в своем исходном положении за счет приложенных сил упругости, сепаратор стопорных шариков остается в аксиальном положении, а шарики свободно радиально перемещаются.
Активная система помощи при экстренном торможении
Поз. | № запасной части | Наименование |
1 | - | Относительное перемещение |
2 | - | Тарельчатый клапан |
3 | - | Клин |
Если вследствие экстренного торможения преодолевается порог подключения, т.е. относительный ход поршня настолько велик, что шарики въезжают по рампе шариковой втулки, в этом случае стопорная втулка может сдвинуться полностью вплоть до своей конечной позиции.
Теперь шарики заблокированы, и шариковая втулка не может быть больше сдвинута в направлении закрытия тарельчатого клапана.
EBA активируется, тормозное давление поднимается до границы блокировки тормозов, и педаль тормоза может быть нажата до максимального давления без особых усилий.
Тормозное давление поддерживается на необходимом уровне до тех пор, пока EBA снова полностью не отключается.
Выключение системы помощи при экстренном торможении
Поз. | № запасной части | Наименование |
1 | - | Стопорная втулка |
2 | - | Клин |
3 | - | Вакуумный цилиндр |
Для выключения EBA необходимо полностью отпустить педаль тормоза, т.е. привести ее в исходное положение.
При этом корпус управляющего механизма вместе с поршнем возвращается в исходное положение. Клин до упора прижимается к вакуумному цилиндру, и за счет этого стопорная втулка возвращается в свое исходное положение.
Шарики возвращаются через шариковую втулку, сепаратор стопорных шариков снова находится в аксиальном положении, а шарики свободно радиально перемещаются.
Обслуживание
Ремонт системы EBA невозможен. Усилитель тормозов подлежит полной замене.