Амортизатор – гаситель колебаний, возникающих, как правило, от пружин.
Амортизаторы почти всегда работают в паре с пружиной. Реже они применяются для
сглаживания усилий, возникающих от других факторов, например на рулевой рейке.
Задача амортизатора подвески – заставить колесо катиться по дороге, а не подпрыгивать,
вслед за колебаниями пружины.
К понятию «амортизатор» относится понятие «стойка»
или «амортизаторная стойка». Как правило, эта конструкция применяется в подвеске типа
«МакФерсон».
Амортизаторы бывают различными по конструкции – так называемые «масляные» и «газовые».
«Масляные» - принцип насоса для колес, только вместо воздуха сжимается масло. В поршне,
толкающем масло, размещены отверстия и клапана, через которые масло проходит при ходе
штока. При этом создается «тормозящее» усилие, позволяющее загасить силу, толкнувшую
шток. В зависимости от конструкции поршня на штоке, амортизаторы бывают одно- и двух-
стороннего действия. Совсем просто – это когда к штоку для его перемещения вверх-вниз
прикладывается либо одинаковое усилие, либо разное. Амортизаторы этого типа только гасят
колебания пружин.
«Газовые», а точнее «газо-масляные» амортизаторы устроены несколько
иначе. Часть объема колбы все равно заполнена маслом, Часть сжатым газом (как правило азот).
Через каналы в колбе газ давит на масло, создавая дополнительный «подпор», из-за чего
шток всегда стремится вылезти из амортизатора. Эти амортизаторы стараются «вдавить»
колесо в дорожное покрытие, заставить колесо постоянно держать контакт с ним.
При сравнении «масла» и «газа» возникает обычное заблуждение, что «газ»гораздо жестче
«масла». Это не совсем так. Разные принципы работы по-своему заставляют подвеску
отрабатывать дорогу. «Газ» постоянно держит контакт с покрытием и заставляет машину
«повторять» профиль покрытия. Естественно, при езде по «убитой» дороге будет менее
комфортно. Но при этом на «газу» лучше управляемость автомобилем при «экстремальных»
условиях вождения.
Пружина – деталь, позволяющая сгладить за счет своей
упругости неровности дороги. Роль пружины выполняют либо витые пружины, либо торсионы,
либо рессоры.
Торсион – прут пружинной стали, работающий на скручивание. При снятии
скручивающей нагрузки он «раскручивается» в исходное состояние.
Рессора – набор
полос из пружинной стали (реже один лист).
Пружина – несколько витков прутка из
пружинной стали, обычно круглого сечения. Иногда применяют пружины с изменяющимся
диаметром прутка (увеличивается к центру пружины). Форма пружины может быть любой –
прямая, бочкообразная и т.п.
Рычаг – деталь, соединяющая собой кузов (или раму) автомобиля с деталями подвески.
Подвески бывают однорычажными («МакФерсон»), двухрычажными и многорычажными. На рычагах
собираются независимые подвески – когда нет жесткой связи между правым и левым колесами
на одной оси. Рычаги могут быть штамповаными, сварными, коваными. Материал, как правило,
сталь. Иногда применяют для облегчения подвески алюминий.
Балка – обычно П-образная деталь, представляющая собой жесткое (сварное) соединение правого и левого рычага подвески через поперечину, обычно выполненную из пружинной стали, работающую, как торсион (пружинит на скручивание). Применяется обычно в задней подвеске автомобилей. При наличии балки в подвеске подвеска считается «зависимой».
Стабилизатор – деталь из пружинной стали, обычно круглого сечения. Может быть как
цельного прутка, так и полая внутри. Соединяет правую и левую стороны подвески и кузов
автомобиля. Необходим для «успокоения» поперечной раскачки автомобиля. Почти у всех
автомобилей установлен на передней подвеске, но иногда дополняется и вторым на задней.
На автомобилях с задней балкой балка выполняет роль стабилизатора. Иногда, чаще для
спортивных авто на заднюю балку для усиления стабилизации устанавливают дополнительный
стабилизатор.
Стабилизаторы крепятся по центру к кузову обычно через резиновые
подушки, а по краям к деталям подвески либо также, через подушки, но чаще через стойки
или тяги – металлические (реже пластиковые) детали с шарнирами на концах.
Сайлентблоки и подушки – резиновые и металло-резиновые детали, предназначенные для «нежесткого» соединения деталей подвески.
Шаровые опоры, шкворни – детали, образующие точки оси, вокруг которой происходит поворот ступицы колеса при «рулении».
Рулевые тяги и наконечники – детали, предназначенные для передачи усилий от рулевого механизма к ступицам колес при помощи шарнирных соединений.
Пыльники – детали, защищающие другие детали подвески от попадания грязи.
Отбойники – резиновые или пластиковые изделия, предназначенные для поглощения ударов при работе подвески в запредельных режимах.
Дата создания: 08.01.2010 · Просмотров: 17746 · Автор: | · Добавил: Casper