Страховое лобби убедило Центробанк повысить стоимость полисов ОСАГО минимум на 30%. Окончательные цифры регулятор обнародует уже в ближайшие дни. Страховщики требуют увеличить стоимость услуги сразу на 57%, в то время как некоторые эксперты говорят о необходимости снижения тарифов на 20%. Резкое повышение цен может привести к росту спроса на поддельные полисы, поскольку автомобилисты из регионов не смогут позволить себе такие траты.
Согласно расчетам РСА, действующие тарифы нужно поднять на 56,7%.
«ЦБ может принять их к сведению, сделать свои выводы и альтернативные расчеты, — отметили в пресс-службе РСА. — Окончательное решение остается за ним. Согласно исследованиям актуариев НААЦ, введение новых, повышенных лимитов выплат за ущерб жизни и здоровью пострадавших с 1 апреля 2015 года (со 160 тыс. до 500 тыс. руб.) требует увеличения тарифа в ОСАГО на 24,23%. Еще 12,2% приходится на долю такого фактора, как снижение допустимого уровня износа в законе об ОСАГО с 80 до 50% по решению законодателей, действующему с осени прошлого года. Такая корректировка до сих пор в расчет тарифа в ОСАГО не закладывалась ни разу».
Дополнительным фактором давления на тариф ОСАГО актуарии считают решение Верховного суда о включении в выплаты возмещений по утрате товарной стоимости (УТС) автомобиля.
Такие выплаты положены не всем автовладельцам, они проводятся по решениям судов, методика оценки УТС пока не принята, расчет потенциальных выплат в этой связи варьируется экспертами в диапазоне от 0,6 до примерно 4,2%. «Но складывать эти проценты некорректно, потому что цифра в 56,7% рассчитана на основе этих показателей по формуле», — поясняют в РСА.
При этом расчеты не учитывают произошедшее изменение курса рубля.
«Без повышения тарифов невозможно будет обеспечить фактическую доступность приобретения полиса ОСАГО, именно из-за высокой убыточности полисов страховщики уходят из регионов, — говорят в РСА.
В свою очередь глава Ассоциации защиты страхователей Николай Тюрников приводит данные, согласно которым при сборах в 2014 году 150,9 млрд руб. выплаты автолюбителям составили всего 90,3 млрд руб.
«То есть уровень выплат составил 59%, — говорит Тюрников «Газете.Ru». — В 2013-м сборы были 135 млрд руб., а выплаты — 78 млрд руб., то есть 57%.
Получается, что в 2014 году людям недоплатили 27 млрд руб., а в 2013 году — 33 млрд руб. При том, что сейчас уровень выплат не достигает установленных законом норм (на выплату компенсаций должно уходить 77% собранных средств), тарифы на ОСАГО, напротив, необходимо снижать.
В настоящее время происходит лоббирование собственных интересов узкой группы бизнеса. Если ЦБ говорит о повышении стоимости полисов на 30%, то таким образом он принимает решение в пользу 10–15 компаний в ущерб всем российским автомобилистам. При этом Центробанк будет повышать территориальные коэффициенты. Если это произойдет, то стоимость ОСАГО вырастает в два-три раза практически для каждого».
По мнению эксперта, уровень предоставления страховых услуг в России до сих пор находится на низком уровне.
«За какое ОСАГО мы будем платить, ведь сейчас этот вид страхования не позволяет получить достойную компенсацию, — отмечает эксперт. — Сейчас, чтобы получить выплату, приходится идти в суд — 25% выплат по страховым случаям выплачиваются именно по суду. Новые тарифы вступят в силу с 1 апреля, и пока неизвестно, на сколько лобби страховых компаний сможет договориться с ЦБ. Опасения вызывает и будущая реакция 50 млн российских автомобилистов.
Если возникнет отторжение новых тарифов, то граждане будут покупать поддельные бланки ОСАГО за 500 руб. В некоторых регионах стоимость полисов достигнет средней зарплаты — к примеру, вряд ли люди в Мурманске будут готовы отдавать за ОСАГО по 12 тыс. руб.».
Вице-президент компании «Ингосстрах» Илья Соломатин считает, что окончательные цифры ЦБ представит уже в ближайшее время.
«2 марта в ЦБ подтвердили, что тарифы увеличатся более чем на 30%, назвать более точную цифру не сможет ни один из экспертов, — говорит «Газете.Ru» Соломатин. — Есть расчетные цифры актуариев, они достаточно высокие с точки зрения повышения.
Есть мнение ЦБ, есть дополнительные расчеты экспертов, поэтому осталось подождать два-три дня.
В настоящее время базовый страховой тариф на транспортное средство категорий «В» и «ВЕ» для физлиц в соответствии с указанием Банка России составляет от 2440 до 2574 руб. Максимальная надбавка к тарифу в настоящий момент действует на территории Москвы (базовый тариф умножается на коэффициент 2), в Санкт-Петербурге --1,8, Московской области --1,7, Ленинградской области — 1,6.