Страница 1 из 1
Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?
Добавлено: 14 сен 2016, 11:44
oneoff
Задавшись этим вопросом, решил провести эксперимент.

Колесная гайка с такой же резьбой, один в один, М12х1,5. Момент затяжки 90 Нм. Затянул колесную гайку, как положено на 90 Нм с динамометрическим ключом. Ключ не мой, но усилие вроде как всегда ( по мышечной памяти). Открутил. Затянул на 45 Нм опять же с этим ключом, ключ отщелкнул. Потом воротком хотел довернуть на 90 градусов. Но не смог (побоялся), довернул где-то 75-80. Не, думаю, хватит, как бы не сорвать резьбу. В Чернобыле тоже эксперимент ставили. Потом покрутил динамометрический ключ, увеличивая момент, по всем рискам, дошел до предпоследней 186 Нм, ключ отщелкивает, но гайка не крутится. В итоге получается много, не зря же болт коленвала издает щелчок или звон при откручивании. Вот тебе и + 90 градусов.
Прошу высказаться по этому поводу и(или) повторить опыт со своим ключом.

Для справки: На двухлитровом двигателе момент затяжки коленвала 100 Нм + 90 градусов довернуть. А я думаю, коленвал и болт делают по одной технологии и из одних материалов для всех моторов ( по объему).
Всем добра, если что звиняйте.
Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?
Добавлено: 14 сен 2016, 15:01
aap
Я думаю, что 90 градусов от 45Нм - не так и много, т.к. шляпка болта является и гровером одновременно.
Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?
Добавлено: 14 сен 2016, 15:38
oneoff
Саня, ни чего не понял. Переведи.("Москва слеза не верит"). 90 градусов не много, и не мало, так положено. Гровер- это пружинная шайба (Ну, ты знаешь!) и на этом пружинном эффекте она работает, упирается острыми краями в гайку и в деталь. Её там нет. А есть шайба, за счет увеличения площади контакта, увеличивает силу трения? И не дает откручиваться? Я правильно понял? Сейчас не о самооткручивании. Мы о суммарном моменте говорим...
Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?
Добавлено: 14 сен 2016, 19:28
hermes
oneoff писал(а):Задавшись этим вопросом, решил провести эксперимент.

Колесная гайка с такой же резьбой, один в один, М12х1,5. Момент затяжки 90 Нм. Затянул колесную гайку, как положено на 90 Нм с динамометрическим ключом. Ключ не мой, но усилие вроде как всегда ( по мышечной памяти). Открутил. Затянул на 45 Нм опять же с этим ключом, ключ отщелкнул. Потом воротком хотел довернуть на 90 градусов. Но не смог (побоялся), довернул где-то 75-80. Не, думаю, хватит, как бы не сорвать резьбу. В Чернобыле тоже эксперимент ставили. Потом покрутил динамометрический ключ, увеличивая момент, по всем рискам, дошел до предпоследней 186 Нм, ключ отщелкивает, но гайка не крутится. В итоге получается много, не зря же болт коленвала издает щелчок или звон при откручивании. Вот тебе и + 90 градусов.
Прошу высказаться по этому поводу и(или) повторить опыт со своим ключом.

Для справки: На двухлитровом двигателе момент затяжки коленвала 100 Нм + 90 градусов довернуть. А я думаю, коленвал и болт делают по одной технологии и из одних материалов для всех моторов ( по объему).
Всем добра, если что звиняйте.
а для чего это?
затяг по углу обычно делается когда болт тянут до предела текучести (пластической деформации. площадки текучести) или даже дальше.
а раз так, то момент малоинформативен, так как на площадке текучести деформация растет без увеличения нагрузки.
иными словами, если тянуть по моменту можно легко проскочить площадку текучести и уехать слишком близко к пределу прочности, после которого либо болт лопнет либо резьба порвется (в случае соединений, не предназначенных для затягивания до предела текучести)
Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?
Добавлено: 14 сен 2016, 19:34
joy111
oneoff писал(а):Прошу высказаться по этому поводу и(или) повторить опыт со своим ключом.
Болт,в зависимости от диаметра,материала,термообработки имеет свой предел прочности и текучести.
Все моменты затяжки прописываются для новых метизов и к б/у их применять нельзя.
При затягивании динамометрическим ключем получаем(в данном случае)затяжку не связанную с текучестью метиза,а доворачивая на определённый угол,как правило,метиз растягиваясь пружинит,и за счет большей плошади трения шайбы не даёт ему открутиться.Поэтому при откучивании он,как-бы издаёт щелчёк-ведь кроме самого момента имеется ещё и сила трения.
Встечал моменты затяжки,когда после пяти доворотов на 90гр.,нужно было отвернуть на 90гр.
Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?
Добавлено: 14 сен 2016, 21:42
aap
oneoff писал(а):Саня, ни чего не понял. Переведи.("Москва слеза не верит"). 90 градусов не много, и не мало, так положено. Гровер- это пружинная шайба (Ну, ты знаешь!) и на этом пружинном эффекте она работает, упирается острыми краями в гайку и в деталь. Её там нет. А есть шайба, за счет увеличения площади контакта, увеличивает силу трения? И не дает откручиваться? Я правильно понял? Сейчас не о самооткручивании. Мы о суммарном моменте говорим...
У болта коленвала шляпка грибком выполнена, т.е. пока ты затягиваешь этот болт, шляпка становится плоской, но она вс время пытается принять форму грибка. Вот чтобы грибок раздавить и заложили на заводе такой момент дикий. Сколько там Нм - сложно сказать, но я, пока крутил эти 90 градусов, почувствовал, что явно за 220, т.к. мой динамометрический на "без десяти 12" зазвенел.
Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?
Добавлено: 14 сен 2016, 21:53
maxs-vd
Вот так сразу нефига не понял но интересно! Почему первые мысли что сорвёт болт, а как резба на самом коленвале, она не растягивается если переборщить с затяжкой?
Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?
Добавлено: 14 сен 2016, 22:18
joy111
maxs-vd писал(а): Почему первые мысли что сорвёт болт, а как резба на самом коленвале, она не растягивается если переборщить с затяжкой?
В расчетах заложено,что должен лопнуть болт,а не сорваться резьба в колене.
Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?
Добавлено: 14 сен 2016, 22:21
oneoff
Ага, Саня понял. Ну, "явно за 220"! И мне тоже так показалось. Я и говорю, казалось бы, поворот всего на 90 градусов, а момент вон как подскакивает.
Про одноразовость и не спорю. Ответственный узел. Про пределы и площадки тоже понятно. Зачем? Думаю, почему сразу момент не написали. Вообще, дурость (моя), наверное.
Макс, немножко можно превысить, не сорвет резьбу. Пример, с двухлитровым мотором (100Нм +90 градусов). А материалы и технология одна. На двигателе 1.3 момент затяжки 113 Нм( если не ошибся) , но без доворота. Я на "Таврии" гайку ступицы крутил двухметровым рычагом (150-180 момент), без динамометрического ключа, на глаз, ни разу не сорвал.
Понятно, что это вопрос чисто теоретический!!!! Инструкцию не нарушать!
Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?
Добавлено: 15 окт 2018, 00:56
МиниМы
Встречал коментарий одного человека что в итоге момент получается за 270н.м,но ориентироватся на него конечно не стоит надо делать просто положенный доворот!
Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?
Добавлено: 15 окт 2018, 15:59
Roger Wilco
hermes писал(а): ↑14 сен 2016, 19:28
затяг по углу обычно делается когда болт тянут до предела текучести (пластической деформации. площадки текучести) или даже дальше.
Если объединить с этим:
oneoff писал(а): ↑14 сен 2016, 11:44
Колесная гайка с такой же резьбой, один в один, М12х1,5.
мне кажется как-то мало 45 ньютон для текучести болтяры М12.
Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?
Добавлено: 15 окт 2018, 16:16
Doc Brown
Roger Wilco писал(а): ↑15 окт 2018, 15:59
Если объединить с этим:
Не надо объединять. От 40 до 110 Нм порядка 30-40 град доворота. На колесной гайке со штампованным диском, который, практически, сырой. Я не уверен, что сталь шкива настолько же пластичная, как колесный диск. И геометрия деформации другая, нежели на колесе. Поэтому, не объединять. Без доступа к металловедческой лаборатории тут теорий можно разводить, сколько угодно. Нужны модули болта. На основании этого можно искать аналоги.