Страница 1 из 1

Система рекуперации отработавших газов EHR

Добавлено: 22 фев 2019, 12:59
SAnat
Итак.... двигатель внутреннего сгорания довольно не эффективный кусок ховна… :shit:
КПД современного бензинового мотора, работающего по циклу Отто примерно в районе 30%
Современного дизеля в районе 40%
Современные электромоторы в автомобилях около 90%.

Возьмем бензинку.
Примерно 30% уходит на полезную работу, остальное уходит на трение и тепло.
При этом в полезное тепло (нагрев двигателя и антифриза) уходит примерно еще 30% с лишним процентов.
Куда девается еще оставшиеся примерно 30% тепловой энергии – тупо горячие выхлопные газы выкидываются в атмосферу через выхлоп :(

Меня давно гложет мысль: «Я похож на дурака, чтобы выкидывать такое количество тепловой энергии тупо в атмосферу, когда у меня за бортом зима» :crazy:

Мне бы ее реализовать в полезную тепловую энергию – быстрее нагреть мотор и антифриз > быстрее в машине теплом печка станет греть салон > быстрее мотор выйдет на эффективный тепловой режим 80-90С и меньше будет топлива тратить.

Итак все придумано до нас и называется это Система рекуперации отработавших газов EHR (не путайте это с ненавистной многими EGR).

Система рекуперации теплоты отработавших газов использует отработавшие газы для прогрева охлаждающей жидкости при запуске двигателя с помощью теплообменника, встроенного в выпускной тракт.

Изображение

Данная система более быстро прогревает двигатель, повышает КПД и улучшает топливную экономичность за счет более быстрого выхода двигателя на рабочую температуру.
Система использования отработанных газов третьего поколения, блок которой расположен на выпускном коллекторе перед нейтрализатором, заботится о том, чтобы даже в таких условиях бензиновый мотор работал максимально экономично.

Изображение

Подсмотрел эту систему, когда катался на Toyota Prius 30 (там бензиновый движек работает по циклу Аткинсона , КПД выше, соответственно хуже мотор греется , поэтому с завода ставят такую систему).

Изображение

По сути это как бы раздвоенный выхлопной тракт длинной 30-40см в одном корпусе.

Изображение

В одной из труб, внутри этого тракта, стоит теплообменник (радиатор) по которому циркулирует антифриз (циркуляция по малому кругу, выходит из печки, проходит через этот теплообменник и в обратку идет в мотор, и снова по кругу).

Изображение

Теплообменник отбирает тепловую энергию проходящих через него выхлопных газов и греет антифриз.
Система снабжена заслонкой и механическим термостатом.
При достижении 82с температуры антифриза, термостат срабатывает и механически толкает (закрывает) заслонку, тем самым перекрывая теплообменник и не позволяя дальше нагреваться антифризу.
При уменьшении температуры антифриза, термостат отщелкивает назад и открывает заслонку, пуская горячие выхлопные газы в теплообменник.

Изображение


Таких систем заводских я знаю две:

Изображение

1. От тойоты приус - круглая довольно большая. 2900-3500руб можно заказать БУ на дальнем востоке, в Уссурийске за 2900 продают, у них залежались.
Вещь распространненая, поэтому цена не высокая.
Есть материалы, как его перебрать и переварить сделав компактнее (там внутри еще стоит резонатор, поэтому габариты в длину можно в 2 раза уменьшить расспилом и переваркой).
2. От тойоты AQUA - более компактный , но очень редкий и найти его в продаже тяжело.

Изображение

Думаю пока хватит, а то итак #многобукафф , продолжение следует...

Система рекуперации отработавших газов EHR

Добавлено: 22 фев 2019, 13:04
*Casper*
Главнон чтобы от нашего бензина эта заслонка не встала в клин

Система рекуперации отработавших газов EHR

Добавлено: 22 фев 2019, 13:08
SAnat
На приусах не клинит. Приус вообще надежная очень тачка, особенно двадцатый приус. Только вот батареи ресурс теряют и надо менять тысяч через 150-250км. выходящие из строя ячейки (не гоже же только на бензиновом моторе ездить, когда электрический есть).

Система рекуперации отработавших газов EHR

Добавлено: 22 фев 2019, 14:00
Dima!
Заужение выхлопа, процедура не тривиальная. Иной движок с узким выхлопом просто работать не будет. Проходили, знаем. Всего навсего не родную банку поставили, так даже не заводилась.

Система рекуперации отработавших газов EHR

Добавлено: 22 фев 2019, 14:43
ERV
SAnat писал(а):
22 фев 2019, 12:59
При достижении 82с температуры антифриза, термостат срабатывает и механически толкает (закрывает) заслонку, тем самым перекрывая теплообменник и не позволяя дальше нагреваться антифризу.
Т.е. - циркуляция ОЖ из глушителя прекращается?
А оставшаяся ОЖ в контуре, запертом в глушителе - продолжает греться?
А температура выхлопа - не меньше 500гр.цельсия?
SAnat, там точно ничего не бабахнет?

Система рекуперации отработавших газов EHR

Добавлено: 22 фев 2019, 15:24
Dima!
ERV писал(а):
22 фев 2019, 14:43
Т.е. - циркуляция ОЖ из глушителя прекращается?
Там походу прекращается подача выхлопа в теплообменник.

Система рекуперации отработавших газов EHR

Добавлено: 22 фев 2019, 19:49
ERV
Dima! писал(а):
22 фев 2019, 15:24
походу прекращается подача выхлопа в теплообменник.
Да - точно (перечитал внимательнее).
И жидкость продолжает циркулировать.
Значит не бабахнет.
Ну тогда для севера, возможно - вполне себе вариант.
Но что-то пока сомнения гложат в надежности, т.к. выхлопная система во всех авто - одно из наиболее сильно корродирующих мест...
И его еще дополнительно нагрузят механизмом (типа вестгейта турбины) требующим внимания...
Тут только опыт ипользования рекуператора чисто на авто с двс (не гибридном) покажет, на сколько это надежная система...

Система рекуперации отработавших газов EHR

Добавлено: 22 фев 2019, 21:34
ANG
Сейчас делают выпускной коллектор как часть головки блока цилиндров, что позволяет скорее прогревать мотор. Поэтому такая фигня, как таскать лишние килограмм 30 массы на автомобиле в виде труб, дополнительного антифриза заслонки и креплений всего этого выглядит туфтой.

У меня на Фокусе температура жидкости поднимается с -15 до +30 километра за 3-4 без прогрева и пробок. Завёл, сдал назад, вырулил и поехал.

Система рекуперации отработавших газов EHR

Добавлено: 23 фев 2019, 00:08
SAnat
ANG писал(а):
22 фев 2019, 21:34
У меня на Фокусе температура жидкости поднимается с -15 до +30 километра за 3-4 без прогрева
Меня как-то пугает движение автомобиля (нагрузка на мотор), у которого на моторе -15с .

Разве у фокуса есть масленные форсунки под поршнями :mda:

То есть масло еще густое, обороты небольшие, недостаточные, чтобы коленвал создавал маслянный туман из густого масла и смазывались достаточно стенки цилиндров, а вы ему уже нагрузку даете :scare:

Отправлено спустя 3 минуты 36 секунд:
ANG писал(а):
22 фев 2019, 21:34
килограмм 30 массы
Киллограм 5 не более
выпускной коллектор как часть головки блока цилиндров
Не полностью часть головки, а частично.

Потому что
1. катализатор надо прогревать, нельзя все тепло отдать, нормы евро таки.
2. если сделать выпускной коллектор частью головы, когда мотор прогреется некуда будет девать такие большие излишки тепловой энергии.

Отправлено спустя 5 минут 8 секунд:
Ну а в целом ANG прав ;) Эффективнее сделать выпускной коллектор частью системы охлаждения, и к этому я вернусь далее.
Это путь к которому я прихожу как раз.

Система рекуперации отработавших газов EHR

Добавлено: 23 фев 2019, 00:40
SotM
SAnat писал(а):
22 фев 2019, 12:59
улучшает топливную экономичность за счет более быстрого выхода двигателя на рабочую температуру.
Тут я не совсем понял. Т.е. это вещь нужна только для того, чтобы двигатель разогрелся после долгой стоянки, а в движении уже этот девайс не нужен. Я правильно понял?

Система рекуперации отработавших газов EHR

Добавлено: 23 фев 2019, 01:08
SAnat
SotM писал(а):
23 фев 2019, 00:40
Тут я не совсем понял. Т.е. это вещь нужна только для того, чтобы двигатель разогрелся после долгой стоянки, а в движении уже этот девайс не нужен. Я правильно понял?
Эта вещь нужна для 2 целей:
1. Быстрее двигатель прогреется до 80-90с , больше экономится топлива.
Потому что, пока двигатель не вышел примерно на 80с , топлива расходуется чуть больше, кроме того ЭБУ на холостых держит обороты выше и топлива также тратится больше.

Частично вы нагреете двигатель сначала во время стоянки, частично догреете во время езды, и там и там система работает.
Выйдет мотор на 82с , система выключится, чтоб не перегреть мотор, остудите мотор ниже 82с к примеру печкой активно греясь в мороз, система включится снова и движек начнет снова набирать температуру.

Бывает такое, что на улице -20 -25с , а фьюжен вообще не греется во время езды больше 60С, ну никак, пока не утеплить мотор, и система будет помогать догревать мотор.
Но это фигня, я конечно пока намерен поиграться на машине, которую не жалко пилить (это фьюжен как раз), в целях применения этой системы на дизеле (там вообще печаль с рабочей температурой мотора в морозы).

2. Быстрее разогревается двигатель, быстрее начнет жарить печка и согревать находящихся в салоне людей. Это меня даже больше волнует, чем экономия горючего ;)

Что касательно того как греть, на холостых или в движении.
Я сделал видео, но залью завтра.
Там как раз 3 измерения температуры выхлопной трубы.
1. На холостых
2. После езды на 2000 оборотов
3. После езды на 3500-4000 оборотов.

Вывод скажу такой, на холостых температура гофры за выпускным коллектором 120с , на 2000 оборотов 175С, на 4000 около 300с.
То есть температура выхлопа конечно зависит от температуры окружающей среды, но в большей степени она зависит как ездить.
Больше крутить мотор = больше выкидывать топлива зря просто на ветер обогревая атмосферу ;)

Но зато эффективность системы рекуперации тепла от выхлопа будет больше, а на холостых и очень низких оборотах ее эффективность я думаю будет не высока.

Система рекуперации отработавших газов EHR

Добавлено: 23 фев 2019, 09:29
maxs-vd
Может прощё поставить электроподогрев воздуха, чтоб движок не остужать?
На дизельном дастере есть такая фишка штатно, и я скажу очень эффективно помогает!
На короткие расстояния это будет более эффективно, выхлоп тоже прогреть надо.

Система рекуперации отработавших газов EHR

Добавлено: 23 фев 2019, 10:21
ANG
maxs-vd, воздух всё равно проходит через печку, а потом уже через электронагреватель.

SAnat, кто сказал, что я нагрузку какую-то большую даю?
Ну и явно не 5 килограмм прибавка массы. Один теплообменник по виду на 10 кг. Плюс пара литров жидкости и трубы. Плюс какая-то заслонка, которая тоже должна быть массивной.