Страница 1 из 18

Адаптер AllPRO-USB, ELM327 и Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 26 дек 2010, 17:12
ANG
Как-то раз купил я набор Мастер-КИТ NM9213. Собрал, подключил к K-линии в диагностическом разъеме. Скачал с десяток программ, платных и бесплатных - ни одна не нашла. Ни Фьюжен, ни Рено Логан. Для Рено даже оригинальную программу нашел.
Провод от COM-порта до сканера - 22 метра витой пары... Затем укоротил до 10...
И только потом в электросхеме я увидел, что K-линия заведена только в блок АБС и модуль управления подушками (за последнее не уверен, подзабыл схему).

Решил перейти на более высокий уровень - на шину CAN и EOBD (OBD2) стандарт диагностики.

Итак. Приступим к изготовлению универсального адаптера OBD2 <-> USB.
Адаптер AllPRO USB.
Автор любезно предоставил всем желающим схемы вариантов адаптера с незначительно различающимися побочными деталями для тех, кому недоступны некоторые микросхемы. Автор также предоставил прошивку для микроконтроллера, который является основой адаптера.

Схема несложна и одновременно ее можно упростить еще сильнее, если нет необходимости во многих протоколах общения с машиной.
Я упростил схему, отбросив ненужный мне (и отсутствующий во Фьюжене) протокол шины J1850 Bus. Это VPW и PWM.

Оставил CAN, K-линию и L-линию.
Из основных деталей требуются:
PIC18F2455 (PIC18F2550) - микроконтроллер с встроенным USB
MCP2515 - логический интерфейс CAN
MCP2551 - физический интерфейс CAN
MC33290 (MCZ33290) - физический интерфейс K-линии
2N7000 (КП505) - полевой транзистор для управления L-шиной
3 светодиода,
кварцевый резонатор на 16 МГц,
разъем USB с крепежом на плату,
провод USB под упомянутый разъем,
разъем DB-9 на плату и ответная часть - на провод,
стандартный разъем OBD2 (вилка, папа),
несколько резисторов, конденсаторов и диодов,
макетная печатная плата - желательно простая плата с металлизированными отверстиями с шагом 2.54 мм
цанговые панельки для микросхем (на 28 ножек узкая, на 18 ножек узкая, на 8 ножек).
Также потребуется припаивать микросхему MC33290 - у нее ножки с шагом 1.27 мм кажется (8 ножек) - нужна микроплата-переходник, либо паять проволочные выводы, либо покупать макетную плату с посадочным местом для корпуса SOIC-8N. Либо просто не ставить эту микросхему, если не нужны K-L-линии.

Схема и прошивка для самостоятельного изготовления размещены по адресу http://www.obddiag.net/obdadapter.html
Или http://www.obddiag.net/rus/obdadapter.html


Требуемые Файлы:
AllPRO5.pdf - схема
obdcan2ec.hex - прошивка v5.16 - имеет возможность тестирования правильности изготовления адаптера
obdcan2.hex - прошивка v6.12r

Обе прошивки совместимы с ELM327 1.1, но 5.16 представляется программам как "ELM327 v1.1 compatible", а 6.12r - "ELM327 v1.1".
Внимательно, там есть несколько вариантов схемы и два варианта прошивки.
Нам требуются названия, как я указал.
Стабильно работает вариант 5.16, а вариант 6.12r не всегда запускается при подключении устройства к USB-порту. Как будто вовсе питание не подается.
Разницы в работе пока не заметил, так что obdcan2ec.hex - прошивка v5.16 - предпочтительный вариант.

Кроме того, потребуется скачать с сайта автора драйвер для подключения адаптера к USB. Драйвер штатный, вроде как от Microsoft. Без него не будет виртуального COM-порта в системе и устройство не определится.

И главное - прошивку надо записать в микроконтроллер. Для этого нужно устройство-программатор и программа-программатор.
У меня связка WinPIC+безымянное самодельное устройство за~350-500 руб. Кажется, JDM-programmer.
Можно найти помощь на радиорынке или еще где-нибудь. Наверняка там, где продают готовые программаторы за сходную цену запишут ваш контроллер.

Устройство мне обошлось в следующую сумму:
Покупка деталей в интернет-магазине и пересылка - 750 руб.
Мелочевка на радиорынке - 100 руб.
Разъем OBD2 - 300 руб.
Макетная плата для сборки устройства - 150 руб (использовал половину от давно купленной).
Программатор - 350-500 руб.**
Итого ~ 1300 руб.
**Программатор я собрал давно в общих целях, поэтому в сумму он не включен.
[table][tr][td][/td]
[td][/td][/tr]
[tr][td][/td]
[td][/td][/tr][/table]
Обратите внимание на упаковку вилки и не покупайте такую же. Контакты, которые идут в комплекте отвратительного качества. Сделаны из стали или дюраля и облиты тонким слоем припоя. При пайке припой отваливается и припаять провод невозможно, учитывая тот факт, что вилка сделана из СВЕРХлегкоплавкого пластика...

Мне пришлось намотать провода на штырьки и кое-как зафиксировать термоусадочной трубкой.

Устройство совместимо с чипом ELM327 версии 1.1. Прекрасно работает с программой ScanMaster-ELM и также с другими, более простыми программами.

Автор устройства делал статью в журнале РадиоХобби по своему адаптеру (№2 за 2009 год).
Собрал, подключил, проверил. Работает, читает.

Видимо, в открытом доступе относительно простая прошивка, поскольку на коммерческой странице у него вроде более продвинутые адаптеры. Вроде высылает их рассыпухой как комплекты для самостоятельной сборки с уже прошитыми контроллерами. Только не в страны бывшего СССР.

Самое классное - что адаптер - это USB устройство и питается от USB же. И самое-самое классное - работало все через три удлинителя USB (в сумме чуть больше 6 метров) и от адаптера к OBD колодке - еще ровно 11 метров витой пары - по ней подается CAN-шина (одна пара) и +12 и общий (вторая пара).

Рабочая прошивка 5.16 для полной версии с одним кварцем на 16МГц.
Разберем что есть что в as-built на конкретном примере (Fiesta ST):

VIN: WF0DXXGAJD8A62908
Vehicle Data: 510A FFFF FF58
Блок управления двигателем
PCM Module
PCM 1 FF52 FFFF 0363
PCM 2 8A0F 52FF FFFB
PCM 3 FF41 FFFF FF50
PCM 4 FFFF FFFF FF0F
PCM 5 FFFF FFFF FF10
PCM 6 FFFF FFFF FF11
PCM 7 FFFF FFFF FF12
PCM 8 FFFF FFFF FF13
PCM 9 FFFF FFFF FF14

BCE Modules TSB SSM Instructions
Возможно! Модуль управления подушками безопасности
58-01 0000 0057 46F6
58-02 3044 5858 47C5
58-03 414A 4438 41A3
58-04 3632 3930 3865
58-05 010D 0FC0 C0FA
58-06 1100 AA44 005D
58-07 073D 0000 00A3
Приборная панель
720-01-01 B41A 817E 04FA конфиг приборки
720-02-01 5746 3044 5893
720-02-02 5847 414A 4499
720-02-03 3841 3632 3946
720-02-04 3038 95
720-03-01 1C66 AD
GEM
726-01-01 CA0C 06C1 05D1
726-02-01 E8F7 6FA6 6C90 конфиг GEMа
726-03-01 9C00 0000 00CD не знаю...
Магнитола
727-01-01 2400 388C
Модуль климат-контроля
733-01-01 5746 3044 58A5
733-01-02 5847 414A 44AB
733-01-03 3841 3632 3958
733-01-04 3038 A7
Синим обозначен VIN.
На машинах с автоматом и роботом есть блок:
7E1-01-01
7E1-01-02
7E1-01-03
7E1-01-04
Там также прописан VIN.
Последний байт каждой строки контрольная сумма: 7+XX+X+X+....=YZZ (Y отбрасывается)
Далее в первом посте будем выписывать билды.
B212 017A 046C - строка конфига приборки машины без магнитолы.
B21A 817E 04F8 - строка конфига приборки машины с заводской магнитолой.
Жирным выделил различия (на разные третьи байты не обращайте внимания). В двоичной системе эти разные байты будут выглядеть так:
12--->00010010
1A--->00011010
Таким образом, если пятый бит 1 - есть магнитола, если 0 то нет.
В моем случае конфиг приборки был такой: B01A 817E 04F6, я его сделал таким: B012 817E 04EE. В результате получил часы на дисплее БК и настройку часов/календаря в меню.
Ранее в теме писалось, что можно активировать звуковую индикацию включения задней передачи. За эту функцию отвечает тот же байт.
Конфиг для моей машины
B012 817E 04EE - без звука
B052 817E 042E - со звуком
В двоичном виде:
12--->00010010
52--->01010010
Второй бит говорит о наличии звуковой индикации.
нет АБС - 34 r(00110100)
есть АБС - B4 (10110100)
нет IVD - B4 (10110100)
есть IVD - F4 (11110100)
Робот B21A 817E 04F8 (1011 0010)
Механика B41A C000 04BB (1011 0100)
Автомат без БК B01A (1011 0000)

obdcan2ec.zip

Re: Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 26 дек 2010, 17:33
Сергейsp
У дяди Васи ПК стоял, шнур метра 3, у дилера ноут прямо в авто смотрел, но есть и на "улице".

Re: Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 26 дек 2010, 20:19
alex57
ANG писал(а):Собрал, подключил к K-линии в диагностическом разъеме.
А разве у нас не CAN ?
По COM-порту. До 10 метров скорость 115200, до 100 метров 19200, до 1000 метров 9600. Это вроде как гарантированные стандартом для трехпроводной линии. А реально у самого на 3х скрученных проводах (условная витая пара :) ) метров 25-30 (из дома в дом COM-COM) данные на 115200 передавались. Там еще от схемы соединения зависит. А если рядом с трансом кабель бросить, то и 4800 не потянет.
Мб перемычками скорость можно уменьшить? Для проверки.

Re: Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 26 дек 2010, 21:34
ANG
У нас и CAN и K-line, только вдобавок неизвестно, функционирует ли K-line в соответствии со стандартом 9141. Точнее, функционирует ли открытая часть протокола...
Буду на других машинах проверять, да провод укорачивать.

Re: Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 26 дек 2010, 21:39
ANG
Потратиться на шнур с ELM327?
Где только ноут найти?

Re: Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 26 дек 2010, 21:48
ANG
Кстати, на неиспользуемые по стандарту 3 и 11 контакт диагностического разъема выведена Среднескоростная шина CAN - MS CAN. А на 6 и 14 - просто шина CAN. Видимо высокоскоростная.
Кстати, а вы знали, что при наличии РОБОТА, шина CAN, которая идет от ЭБУ мотора - она идет не по всей машине, а напрямую в Робота. А в роботе она транслируется в остальные модули?
Здесь, видимо, собака роется. Поэтому-то неисправности робота и заставляют машину глохнуть и страдать.

Без робота шина идет от ЭБУ на все остальные модули параллельно.

Re: Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 27 дек 2010, 08:10
йож
Использование шнуров СОМ порта длиннее 3 метров не встречал.

Re: Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 27 дек 2010, 08:43
KimIV
В году эдак 1996-ом у мну был 10-ти метровый 9-ти пиновый COM-шнурок типа Мама-Мама. Где-то примерно в то же время вышел Norton Commander 5.0. Дак вот в нём была такая функция, которая позволяла через ком-порты связать два компа. И у мну всё отлично работало на максимальной скорости, то есть 115200. С компа на комп данные перебрасывал.

Re: Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 27 дек 2010, 08:46
navialex
йож писал(а):Использование шнуров СОМ порта длиннее 3 метров не встречал.
лет так 15 назад через ком 2 компа соединяли хвостик ручной свифки был метров 40 на 56к скорость была :)

Re: Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 27 дек 2010, 08:54
йож
Ну да. Мы тоже в юности два компа соединяли тремя проводками, 2 и 4 этаж.

Но в промышленности никогда не встречал 232 интерфейс с кабелем более 3 метров. Ибо для этого есть 485 интерфейс.

Re: Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 27 дек 2010, 09:05
KimIV
ANG писал(а):У нас и CAN и K-line, только вдобавок неизвестно, функционирует ли K-line в соответствии со стандартом 9141. Точнее, функционирует ли открытая часть протокола...
ANG писал(а):Потратиться на шнур с ELM327?
Где только ноут найти?
У меня как раз китайский аналог ELM327. По CAN нормально связывается с ЭБУ фузьки. А вот по KL-Line увы, никак не получается. В качестве ноута использовал NetBook ASUS Eee PC 1000HE.

Re: Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 27 дек 2010, 10:02
ANG
Блин. Все верно, нашел в сети, что еще на некоторых других Фордах К-линия закрыта.
Придется ЕЛМ заказывать.
Игорь, расскажи, покажи, шнурок. Где брал, сколько стоит, какое ПО подходит? Что умеет?

Re: Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 27 дек 2010, 10:11
ANG
Насчет длины провода - укоротил до десяти метров и опять не заработал, ну видно, что линия закрытая у фьюжена...
И я лично делал связь компьютера с оборудованием, длина по проводу была ок. 30 метров, провод лежал в одном жгуте с силовыми 380 и связными проводами. 19.2 кБод работало без проблем. Еще несколько таких же систем с более короткими проводами - 15 метров. Скорость чуть выше делал, не помню, какая там следующая по стандарту. Корректируемые Ошибки при передаче случались не чаще одной в сутки.
Кстати, сейчас выпускаются PIC со встроенным модулем КАН. Даже нашел в сети кое-какую инфу на сей счет. Может попробовать?

Re: Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 27 дек 2010, 11:31
KimIV
ANG писал(а):Игорь, расскажи, покажи, шнурок.
У меня вот такой приборчик
ELM327.jpg
А вот его внутренности
DSCF1532.jpg
Собрана приблуда на PIC-контроллере. Вроде как можно даже прошивки менять. К компу цепляется на USB и требует установки дров FTDI (это эмуль USB-COM).
ANG писал(а):Где брал, сколько стоит, какое ПО подходит?
На форуме паренёк дал объяву, мол продаю. Списались через личку. За 3 килорубля он мне выслал по почте из Московской области в Пермский край. ПО походит следующее:
- ScanMaster. Лично пробовал версии 1.5, 1.7, 2.0. Самой устойчивой на лето 2010 оказалась версия 1.5. Версии 1.7 и 2.0 зависали в процессе обмена данными с ЭБУ. Сейчас уже с лекарством есть версия 2.1, но я пока её не пробовал.
- PCMSCAN 2.4.10.
- ScanXL-ELM 2.0.11
- Digimoto V
ANG писал(а):Что умеет?
В принципе всё то же самое, что и маршрутный компьютер типа Multitronics. По CAN-шине читает только открытые данные. Чтобы их все не перечислять, я просто дам скрин с таблицей реальных данных моего фузьки.
Таблица.JPG
Ну и кроме этого:
- читать и расшифровывать (текстовое описание) ошибки.
- сбрасывать ошибки. Лично сбросил Check Engine на Mitsubishi Colt'е после замены лямбды.
- Чё-то ещё можно делать, но я не пробовал... :)

Re: Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 27 дек 2010, 11:51
ANG
Все понятно.
Насчет смены прошивки - встречал отзывы, что иногда от смены - вред. Перестает с чем-то работать сканер.
А версия самой ЕЛМ какая?

Re: Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 27 дек 2010, 12:28
KimIV
ANG писал(а):А версия самой ЕЛМ какая?
Похоже, что полторашка, как на коробке написано, хотя на плате v1.2. Но я так понимаю, что аппаратная реализация одна, а версия в основном зависит от прошивки.

Вот, что сканмастер в протоколе связи пишет:
Start.png

Re: Мастер-КИТ NM9213 и ELM327

Добавлено: 29 дек 2010, 22:00
ANG
Игорь, а есть возможность проверить работу прибора с удлинителем USB?
Поставщик этих ELM говорит, что:
...Гарантированная дальность работы (Bluetooth-версии) - 15-20 метров. Java версии (для мобильных телефонов) имеются, пользуйтесь гуглом. К сожалению тестирование через провод - удлинитель не проводилось. Устройство гарантированно работает при прямом подключении к USB
Если взять беспроводной вариант, то дальность неплохая, тот же компьютерный Bluetooth-dongle можно через удлинитель подключить, при необходимости. Да вот совместимость с ПО пострадает и скорость работы. Хотя удобнее.

Re: Мастер-КИТ NM9213 и ELM327

Добавлено: 30 дек 2010, 06:37
KimIV
ANG писал(а):Игорь, а есть возможность проверить работу прибора с удлинителем USB?
Не-а... у меня только короткий удлинитель USB есть. Его длина что-то около 80 см. А длиннее я чё-то даже и не встречал...

Провода, которые идут в комплекте с ELM, полутораметровые. То есть USB от компа до коробочки 1,5 м и OBD от коробочки до машины тоже 1,5 м. Так что в сумме имеем 3 метра. Я USB'овый даже и не разматывал.
ANG писал(а):Да вот совместимость с ПО пострадает и скорость работы.
Дак скорость итак 9600 всего. Так что я думаю, что провод USB можно будет удлинять.

Re: Мастер-КИТ NM9213 и ELM327

Добавлено: 30 янв 2011, 16:40
ANG
KimIV, а можешь сделать скриншот обведенной вкладки?
Start.gif
Добавлено спустя 16 часов 41 минуту 12 секунд:
Re: Адаптер AllPRO-USB, ELM327 и Мастер-КИТ NM9213
На этот раз, пока не доделал, не говорил...
Нашел сайт одного выходца из нашей страны, живущего в Штатах. Он там делает адаптеры-аналоги ELM327. Для своих соотечественников сделал там скрытый раздел на русском языке и выложил схему устройства и ПРОШИВКУ!!! микроконтроллера, которую разработал он сам, совместимую с чипом ELM327. Версия 1.1. Работает с программой ScanMaster-ELM.
Этот человек даже делал статью в журнале РадиоХобби по своему адаптеру.
Собрал, подключил, проверил. Работает, читает.
Пока что не напаял детали, ответственные за работу с L-линиями других машин. Сделал только CAN и K-линию.

Нужно доделать L-линию и два светодиода, индицирующих обмен данными.
Ну и испытать на других машинах.
На горизонте есть Logan, Kia Rio, ВАЗ 21093i (там колодка OBD есть с контактом K-линии).

Видимо, в открытом доступе относительно простая прошивка, поскольку на коммерческой странице у него вроде более продвинутые адаптеры. Вроде высылает их рассыпухой как комплекты для самостоятельной сборки с уже прошитыми контроллерами. Только не на наш рынок.

Самое классное - что адаптер - это USB устройство и питается от USB же. И самое-самое классное - работало все через три удлинителя USB (в сумме чуть больше 6 метров) и от адаптера к OBD колодке - еще ровно 11 метров витой пары - по ней подается CAN-шина (одна пара) и +12 и общий (вторая пара).

Попозже сделаю отчет.

Re: Адаптер AllPRO-USB, ELM327 и Мастер-КИТ NM9213

Добавлено: 01 фев 2011, 20:53
ANG
Итак. Приступим к изготовлению универсального адаптера OBD2 <-> USB.
Адаптер AllPRO USB.
Автор любезно предоставил всем желающим схемы вариантов адаптера с незначительно различающимися побочными деталями для тех, кому недоступны некоторые микросхемы. Автор также предоставил прошивку для микроконтроллера, который является основой адаптера.

Схема несложна и одновременно ее можно упростить еще сильнее, если нет необходимости во многих протоколах общения с машиной.
Я упростил схему, отбросив ненужный мне (и отсутствующий во Фьюжене) протокол шины J1850 Bus. Это VPW и PWM.

Оставил CAN, K-линию и L-линию.
Из основных деталей требуются:
PIC18F2455 (PIC18F2550) - микроконтроллер с встроенным USB
MCP2515 - логический интерфейс CAN
MCP2551 - физический интерфейс CAN
MC33290 (MCZ33290) - физический интерфейс K-линии
2N7000 (КП505) - полевой транзистор для управления L-шиной
3 светодиода,
кварцевый резонатор на 16 МГц,
разъем USB с крепежом на плату,
провод USB под упомянутый разъем,
разъем DB-9 на плату и ответная часть - на провод,
стандартный разъем OBD2 (вилка, папа),
несколько резисторов, конденсаторов и диодов,
макетная печатная плата - желательно простая плата с металлизированными отверстиями с шагом 2.54 мм
цанговые панельки для микросхем (на 28 ножек узкая, на 18 ножек узкая, на 8 ножек).
Также потребуется припаивать микросхему MC33290 - у нее ножки с шагом 1.27 мм кажется (8 ножек) - нужна микроплата-переходник, либо паять проволочные выводы, либо покупать макетную плату с посадочным местом для корпуса SOIC-8N. Либо просто не ставить эту микросхему, если не нужны K-L-линии.

Схема и прошивка для самостоятельного изготовления размещены по адресу http://www.obddiag.net/obdadapter.html
Или http://www.obddiag.net/rus/obdadapter.html


Требуемые Файлы:
AllPRO5.pdf - схема
obdcan2ec.hex - прошивка v5.16 - имеет возможность тестирования правильности изготовления адаптера
obdcan2.hex - прошивка v6.12r

Обе прошивки совместимы с ELM327 1.1, но 5.16 представляется программам как "ELM327 v1.1 compatible", а 6.12r - "ELM327 v1.1".

Внимательно, там есть несколько вариантов схемы и два варианта прошивки.
Нам требуются названия, как я указал.

Кроме того, потребуется скачать с сайта автора драйвер для подключения адаптера к USB. Драйвер штатный, вроде как от Microsoft. Без него не будет виртуального COM-порта в системе и устройство не определится.

И главное - прошивку надо записать в микроконтроллер. Для этого нужно устройство-программатор и программа-программатор.
У меня связка WinPIC+безымянное самодельное устройство за~350-500 руб. Кажется, JDM-programmer.
Можно найти помощь на радиорынке или еще где-нибудь. Наверняка там, где продают готовые программаторы за сходную цену запишут ваш контроллер.

Устройство мне обошлось в следующую сумму:
Покупка деталей в интернет-магазине и пересылка - 750 руб.
Мелочевка на радиорынке - 200 руб.
Разъем OBD2 - 300 руб.
Макетная плата - 150 руб (использовал половину от давно купленной).
Программатор - 350-500 руб.**
Итого ~ 1400 руб.
**Программатор я собрал давно в общих целях, поэтому в сумму он не включен.






Обратите внимание на упаковку вилки и не покупайте такую же. Контакты, которые идут в комплекте отвратительного качества. Сделаны из стали или дюраля и облиты тонким слоем припоя. При пайке припой отваливается и припаять провод невозможно, учитывая тот факт, что вилка сделана из легкоплавкого пластика...

Мне пришлось намотать провода на штырьки и кое-как зафиксировать термоусадочной трубкой.