Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?

Модератор: Техмодераторы

Ответить

Автор
oneoff
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 27 авг 2011, 23:00
Полное имя: Александр
Двигатель: 1.4 Бензин
Трансмиссия: Механическая
Год выпуска: 2007
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Нет
Откуда: Бердянск, Украина

Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?

#1 Сообщение oneoff » 14 сен 2016, 11:44

Задавшись этим вопросом, решил провести эксперимент. :) Колесная гайка с такой же резьбой, один в один, М12х1,5. Момент затяжки 90 Нм. Затянул колесную гайку, как положено на 90 Нм с динамометрическим ключом. Ключ не мой, но усилие вроде как всегда ( по мышечной памяти). Открутил. Затянул на 45 Нм опять же с этим ключом, ключ отщелкнул. Потом воротком хотел довернуть на 90 градусов. Но не смог (побоялся), довернул где-то 75-80. Не, думаю, хватит, как бы не сорвать резьбу. В Чернобыле тоже эксперимент ставили. Потом покрутил динамометрический ключ, увеличивая момент, по всем рискам, дошел до предпоследней 186 Нм, ключ отщелкивает, но гайка не крутится. В итоге получается много, не зря же болт коленвала издает щелчок или звон при откручивании. Вот тебе и + 90 градусов. :)
Прошу высказаться по этому поводу и(или) повторить опыт со своим ключом. :) Для справки: На двухлитровом двигателе момент затяжки коленвала 100 Нм + 90 градусов довернуть. А я думаю, коленвал и болт делают по одной технологии и из одних материалов для всех моторов ( по объему).
Всем добра, если что звиняйте.
Я, как суслик. Вы меня не видите, а я есть. (фильм "ДМБ")

Аватара пользователя

aap
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 19 окт 2013, 19:59
Полное имя: Александр Плеханов
Автомобиль: FFn Core
Двигатель: 1.4 Бензин
Трансмиссия: Механическая
Год выпуска: 2005
Климатика: Нет
Люк на крыше: Нет
Откуда: г. Владимир [33]

Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?

#2 Сообщение aap » 14 сен 2016, 15:01

Я думаю, что 90 градусов от 45Нм - не так и много, т.к. шляпка болта является и гровером одновременно.
Чем больше узнаёшь людей, тем больше тянешься к лошадям.


Автор
oneoff
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 27 авг 2011, 23:00
Полное имя: Александр
Двигатель: 1.4 Бензин
Трансмиссия: Механическая
Год выпуска: 2007
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Нет
Откуда: Бердянск, Украина

Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?

#3 Сообщение oneoff » 14 сен 2016, 15:38

Саня, ни чего не понял. Переведи.("Москва слеза не верит"). 90 градусов не много, и не мало, так положено. Гровер- это пружинная шайба (Ну, ты знаешь!) и на этом пружинном эффекте она работает, упирается острыми краями в гайку и в деталь. Её там нет. А есть шайба, за счет увеличения площади контакта, увеличивает силу трения? И не дает откручиваться? Я правильно понял? Сейчас не о самооткручивании. Мы о суммарном моменте говорим...
Я, как суслик. Вы меня не видите, а я есть. (фильм "ДМБ")


hermes
Сообщения: 274
Зарегистрирован: 13 май 2015, 18:53
Полное имя: Сергей
Автомобиль: Другой
Люк на крыше: Нет

Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?

#4 Сообщение hermes » 14 сен 2016, 19:28

oneoff писал(а):Задавшись этим вопросом, решил провести эксперимент. :) Колесная гайка с такой же резьбой, один в один, М12х1,5. Момент затяжки 90 Нм. Затянул колесную гайку, как положено на 90 Нм с динамометрическим ключом. Ключ не мой, но усилие вроде как всегда ( по мышечной памяти). Открутил. Затянул на 45 Нм опять же с этим ключом, ключ отщелкнул. Потом воротком хотел довернуть на 90 градусов. Но не смог (побоялся), довернул где-то 75-80. Не, думаю, хватит, как бы не сорвать резьбу. В Чернобыле тоже эксперимент ставили. Потом покрутил динамометрический ключ, увеличивая момент, по всем рискам, дошел до предпоследней 186 Нм, ключ отщелкивает, но гайка не крутится. В итоге получается много, не зря же болт коленвала издает щелчок или звон при откручивании. Вот тебе и + 90 градусов. :)
Прошу высказаться по этому поводу и(или) повторить опыт со своим ключом. :) Для справки: На двухлитровом двигателе момент затяжки коленвала 100 Нм + 90 градусов довернуть. А я думаю, коленвал и болт делают по одной технологии и из одних материалов для всех моторов ( по объему).
Всем добра, если что звиняйте.
а для чего это?
затяг по углу обычно делается когда болт тянут до предела текучести (пластической деформации. площадки текучести) или даже дальше.
а раз так, то момент малоинформативен, так как на площадке текучести деформация растет без увеличения нагрузки.
иными словами, если тянуть по моменту можно легко проскочить площадку текучести и уехать слишком близко к пределу прочности, после которого либо болт лопнет либо резьба порвется (в случае соединений, не предназначенных для затягивания до предела текучести)


joy111
Сообщения: 1124
Зарегистрирован: 21 янв 2016, 20:24
Полное имя: Евгений
Автомобиль: FFn Comfort
Двигатель: 1.6 Дизель
Трансмиссия: Механическая
Год выпуска: 2007
Климатика: Нет
Люк на крыше: Нет

Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?

#5 Сообщение joy111 » 14 сен 2016, 19:34

oneoff писал(а):Прошу высказаться по этому поводу и(или) повторить опыт со своим ключом.
Болт,в зависимости от диаметра,материала,термообработки имеет свой предел прочности и текучести.
Все моменты затяжки прописываются для новых метизов и к б/у их применять нельзя.
При затягивании динамометрическим ключем получаем(в данном случае)затяжку не связанную с текучестью метиза,а доворачивая на определённый угол,как правило,метиз растягиваясь пружинит,и за счет большей плошади трения шайбы не даёт ему открутиться.Поэтому при откучивании он,как-бы издаёт щелчёк-ведь кроме самого момента имеется ещё и сила трения.
Встечал моменты затяжки,когда после пяти доворотов на 90гр.,нужно было отвернуть на 90гр.

Аватара пользователя

aap
Сообщения: 932
Зарегистрирован: 19 окт 2013, 19:59
Полное имя: Александр Плеханов
Автомобиль: FFn Core
Двигатель: 1.4 Бензин
Трансмиссия: Механическая
Год выпуска: 2005
Климатика: Нет
Люк на крыше: Нет
Откуда: г. Владимир [33]

Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?

#6 Сообщение aap » 14 сен 2016, 21:42

oneoff писал(а):Саня, ни чего не понял. Переведи.("Москва слеза не верит"). 90 градусов не много, и не мало, так положено. Гровер- это пружинная шайба (Ну, ты знаешь!) и на этом пружинном эффекте она работает, упирается острыми краями в гайку и в деталь. Её там нет. А есть шайба, за счет увеличения площади контакта, увеличивает силу трения? И не дает откручиваться? Я правильно понял? Сейчас не о самооткручивании. Мы о суммарном моменте говорим...
У болта коленвала шляпка грибком выполнена, т.е. пока ты затягиваешь этот болт, шляпка становится плоской, но она вс время пытается принять форму грибка. Вот чтобы грибок раздавить и заложили на заводе такой момент дикий. Сколько там Нм - сложно сказать, но я, пока крутил эти 90 градусов, почувствовал, что явно за 220, т.к. мой динамометрический на "без десяти 12" зазвенел.
Чем больше узнаёшь людей, тем больше тянешься к лошадям.

Аватара пользователя

maxs-vd
Первопроходец
Сообщения: 11520
Зарегистрирован: 11 янв 2010, 18:05
Полное имя: Максим
Автомобиль: FFn Elegance
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: Механическая
Год выпуска: 2007
Климатика: Нет
Люк на крыше: Нет
Откуда: Старый Оскол. Белгородская.обл

Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?

#7 Сообщение maxs-vd » 14 сен 2016, 21:53

Вот так сразу нефига не понял но интересно! Почему первые мысли что сорвёт болт, а как резба на самом коленвале, она не растягивается если переборщить с затяжкой?
Renault Duster 1.5 dCi 4WD 90л.


joy111
Сообщения: 1124
Зарегистрирован: 21 янв 2016, 20:24
Полное имя: Евгений
Автомобиль: FFn Comfort
Двигатель: 1.6 Дизель
Трансмиссия: Механическая
Год выпуска: 2007
Климатика: Нет
Люк на крыше: Нет

Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?

#8 Сообщение joy111 » 14 сен 2016, 22:18

maxs-vd писал(а): Почему первые мысли что сорвёт болт, а как резба на самом коленвале, она не растягивается если переборщить с затяжкой?
В расчетах заложено,что должен лопнуть болт,а не сорваться резьба в колене.


Автор
oneoff
Сообщения: 182
Зарегистрирован: 27 авг 2011, 23:00
Полное имя: Александр
Двигатель: 1.4 Бензин
Трансмиссия: Механическая
Год выпуска: 2007
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Нет
Откуда: Бердянск, Украина

Re: Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?

#9 Сообщение oneoff » 14 сен 2016, 22:21

Ага, Саня понял. Ну, "явно за 220"! И мне тоже так показалось. Я и говорю, казалось бы, поворот всего на 90 градусов, а момент вон как подскакивает.

Про одноразовость и не спорю. Ответственный узел. Про пределы и площадки тоже понятно. Зачем? Думаю, почему сразу момент не написали. Вообще, дурость (моя), наверное. :lol:

Макс, немножко можно превысить, не сорвет резьбу. Пример, с двухлитровым мотором (100Нм +90 градусов). А материалы и технология одна. На двигателе 1.3 момент затяжки 113 Нм( если не ошибся) , но без доворота. Я на "Таврии" гайку ступицы крутил двухметровым рычагом (150-180 момент), без динамометрического ключа, на глаз, ни разу не сорвал. :)


Понятно, что это вопрос чисто теоретический!!!! Инструкцию не нарушать!
Я, как суслик. Вы меня не видите, а я есть. (фильм "ДМБ")


МиниМы
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 25 июл 2016, 06:32
Полное имя: Кувалдиз
Автомобиль: FFn Trend
Двигатель: 1.6 Дизель
Трансмиссия: Роботизированная
Год выпуска: 2006
Климатика: Нет
Люк на крыше: Нет

Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?

#10 Сообщение МиниМы » 15 окт 2018, 00:56

Встречал коментарий одного человека что в итоге момент получается за 270н.м,но ориентироватся на него конечно не стоит надо делать просто положенный доворот!


Roger Wilco
Сообщения: 1078
Зарегистрирован: 26 апр 2018, 20:55
Полное имя: Ivan
Автомобиль: Другой
Двигатель: 1.6 Дизель
Трансмиссия: Механическая
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Нет

Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?

#11 Сообщение Roger Wilco » 15 окт 2018, 15:59

hermes писал(а):
14 сен 2016, 19:28
затяг по углу обычно делается когда болт тянут до предела текучести (пластической деформации. площадки текучести) или даже дальше.
Если объединить с этим:
oneoff писал(а):
14 сен 2016, 11:44
Колесная гайка с такой же резьбой, один в один, М12х1,5.
мне кажется как-то мало 45 ньютон для текучести болтяры М12.

Аватара пользователя

Doc Brown
Супермодератор
Сообщения: 18337
Зарегистрирован: 11 янв 2010, 09:50
Полное имя: Дмитрий
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: Автоматическая
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Нет
Откуда: Лопнувшая

Болт коленвала. 45 нМ + 90 градусов. А сколько в итоге?

#12 Сообщение Doc Brown » 15 окт 2018, 16:16

Roger Wilco писал(а):
15 окт 2018, 15:59
Если объединить с этим:
Не надо объединять. От 40 до 110 Нм порядка 30-40 град доворота. На колесной гайке со штампованным диском, который, практически, сырой. Я не уверен, что сталь шкива настолько же пластичная, как колесный диск. И геометрия деформации другая, нежели на колесе. Поэтому, не объединять. Без доступа к металловедческой лаборатории тут теорий можно разводить, сколько угодно. Нужны модули болта. На основании этого можно искать аналоги.
Наша цель - наносить пользу и причинять добро!

"Come on, you apes! You wanna live forever?" (c)

Ответить

Вернуться в «Бензиновый двигатель»