Поделюсь наблюдениями за работой системы охлаждения во многих режимах движения автомобиля.
Вводные: авто 12 лет, пробег 230000, сетки перед радиатором есть,бачок расширительный новый (янв18), фордовский пробка бачка новая, родная, ОЖ менялась один раз, подливалась по мере необходимости (зимний "уход" в морозы по стыку радиатора, замена бачка расширительного 2 раза, соскочила трубка обратки..), межрадиаторное пространство мылось лет 5 назад. В обычных условиях эксплуатации (поездки по городу, по равнине зимой/летом, в последнее время, вмешательств в работу системы охлаждения не требовалось.
Условия: вмеру нагруженный автомобиль с 2 человеками на борту двигается около 3000км сначала по равнинной местности, потом горная местность (Грузия), с элементами автомагистрали и т.п., температура на улице 17...40 градусов.
Наблюдения1: Перед поездкой поглядел на подкапотное пространство, ничего нового не нашёл

, чутка долил масла в двигатель и чуть ОЖ до середины макс/мин в расширительном бачке. Первые 2 дня никаких изменений в конце ходового дня не было. На третий день, почти сразу после начала движения по минимально горной местности (без серпантинов и резких подъёмов), ну разве что общая высота над уровнем моря поменялась, при работе двигателя на месте (стоял в очереди к таможеннику), заметил парок из-под капота.

Примерно через час такого "толкания на месте" с работающим почти постоянно двигателем, смог поглядеть, что же парит. Увидел- жидкость кипит, в бачке уровень упал ниже минимума заметно, показометр показывает, что всё хорошо

, двигатель работает ровно, вентилятор работает. Постоял, остыл, поехал дальше (машина ведёт себя хорошо, а жидкость взять неоткуда). После непростой дороги в 150км (серпантины, обгоны на горной дороге медленного транспорта в дождь, потом жара на равнине), запарковался в подземном гараже шмоточного торгового центра, чтоб авто остудить и собраться с силами перед движением по большому городу в час пик. Уровень ещё упал, чуть виден на дне бачка, больше никаких изменений (показометру всё нравится, масло в двигателе уровень чуть понизился). Где-то через час, поехал дальше, движок не очень-то и отстыл... По местному времени все автосалоны (с фирменными ОЖ) уже были закрыты, в придорожном ларьке купил красный (розовый?) концентрат ОЖ G12 и дистиллированной воды. Тут же долил жидкостей в бачок до максимума. Пару дней машина стояла, долил масла в двигатель, грамм 250, до середины уровня. Потом рывок 450км с длинными перегонами по автостраде, куском горной дороги, хоть и попроще, и продолжительным движением по населёнке с разрешённой скоростью. На следующее утро глянул уровень в бачке- минимум. 5 дней простоя с одной короткой поездкой изменений не дали. Подключил ELM327 блютузовый для контроля температуры на смартфоне. Ошибок нет, по приборам всё в норме. При обратной поездке до относительно равнинной местности (500км) температура вела себя следующим образом: при наружной температуре воздуха 18...30 градусов и движении с относительно одинаковой скоростью, с оборотами до 3000, температура ОЖ находится в пределах 80...90 градусов, при малейших попытках превысить 3000 об/мин (включая обгоны) и равнинной местности растёт до 90...98 градусов. Надо сказать кондиционер был всё время включен. При повышении нагрузки (горы, горные обгоны) температура ОЖ растёт до 97...105 градусов. Снижается потом очень медленно, и это при размеренной езде с постоянной скоростью (...обдува радиатора). Вентилятор, естественно, постоянно вращается с 1 скоростью. В совсем уж критические моменты (медленное движение в гору) выключал кондиционер, благо уже нежарко там. Тем самым удерживал температуру ОЖ в пределах 100...106 градусов. Вентилятор включался адекватно условиям. На границе (а собственно, и окончании горного участка с большими перепадами высот) кратковременно, после остановки и выключения двигателя по требованию на таможенном посту, температура выросла до 107, включился и не выключился после выкл зажигания, вентилятор. Через минутку температура упала до 102, вентилятор выключился. Час стоянки почти без запуска двигателя- на разрешённом месте поглядел уровень ОЖ- немного ниже мин. На ночёвке утром долил ОЖ до макс, двинул в жару. не, не так, в ЖАРУ!!!

Как потом узнал, на Ставрополье местами жара была под 40 градусов... Видать по тем местам и ехал... Езда, опять же, размеренная по возможности, с контролем температуры. утром температура ОЖ была (недолго, до начала пекла) 85..90, позже я отслеживал температуру ОЖ 92...100. Потом стало жарче- при обгонах колонн "хомяков" выключал кондей, ибо видел температуру 106. После примерно пятого выкл/вкл кондиционер не включился (лампа на кнопке горит, дует горячим), ехал на контроле температуры 100...106 градусов, иногда снижая скорость до 80..90 км/ч. На ночёвку встал рано- в 16 часов, ибо в таких условиях ехать некомфортно, в первую очередь морально- балансируя на уровне закипания ОЖ (107 градусов). Уровень ОЖ на минимуме. На следующий день движение начал около 2 часов ночи, проскочил "горячий" регион, кондей включился, как ни в чём ни бывало, и весь следующий ходовой день (24 часа движения с короткими остановками

) температура ОЖ была в пределах 90...96 градусов. По приезду, уже утром, увидел ОЖ ниже минимума на пару миллиметров, масло около минимума. Ошибок нет, авто работает как обычно.
Резюме: ясный пень, надо снимать радиатор охлаждения, мыть его, менять ОЖ. Но может, что ещё сделать???
