Цифровые мультиметры. Правила пользования

GPS, видео, радио, автосигнализации ...

Модератор: Техмодераторы

Аватара пользователя

Rokin
Сообщения: 954
Зарегистрирован: 04 мар 2011, 19:13
Полное имя: Eduard
Автомобиль: FFn Comfort
Двигатель: 1.4 Бензин
Трансмиссия: Автоматическая
Год выпуска: 2010- 11
Климатика: Климат-контроль
Откуда: Ukraine

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#41 Сообщение Rokin » 17 окт 2012, 22:20

*Casper* писал(а):Есть клещи, измеряющие постоянный ток, но точность на уровне фантастики.
Честно говоря даже не встречал. Хм...
Дорога ошибок не прощает...

Аватара пользователя

*Casper*
Руководитель
Сообщения: 42081
Зарегистрирован: 10 янв 2010, 23:33
Полное имя: Санчело Мастраяни
Автомобиль: Другой
Двигатель: Другой
Трансмиссия: Другая
Год выпуска: 2023
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Есть
Откуда: Торжок [69]
Контактная информация:

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#42 Сообщение *Casper* » 17 окт 2012, 22:22

О, а мну даже попользоваться довелось. пытались измерить ток стартера.
Блин, 215 +/- 150 :)


alex57
Сообщения: 6036
Зарегистрирован: 12 янв 2010, 16:30
Полное имя: Александр
Автомобиль: Другой
Трансмиссия: Автоматическая
Год выпуска: 2019
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Нет
Откуда: Сык-тыв-КАРРР!!!

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#43 Сообщение alex57 » 17 окт 2012, 22:23

Rokin писал(а):Но постоянный ток не получится мерять клещевым бесконтактным амперметром, только переменный к сожалению.
а вот
http://www.lasertex.ru/index.php?chapte ... ew&pID=105
3% конечно не зер гут, но для авто даже жирно.


timoha-07
Сообщения: 10938
Зарегистрирован: 18 апр 2012, 19:53
Полное имя: Юрец
Двигатель: 1.4 Бензин
Трансмиссия: Роботизированная
Климатика: Нет
Люк на крыше: Есть
Откуда: Ярцево@Пенза

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#44 Сообщение timoha-07 » 17 окт 2012, 22:33

Ну млин страшилок написали..." технарь - не технарь" дискриминация! :D
Все режимы мультиметра полезны и не только технарю, а страшилки с токовыми пределами заменять : измерять последовательно с нагрузкой :D ( с клещами круто)
Саня, а стартерный ток при помощи "мультиметра" лекго померять, в качестве шунта подводящий провод :)
Чемергес табакеевич и хранитель йода. Теперь просто дед.

Аватара пользователя

*Casper*
Руководитель
Сообщения: 42081
Зарегистрирован: 10 янв 2010, 23:33
Полное имя: Санчело Мастраяни
Автомобиль: Другой
Двигатель: Другой
Трансмиссия: Другая
Год выпуска: 2023
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Есть
Откуда: Торжок [69]
Контактная информация:

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#45 Сообщение *Casper* » 17 окт 2012, 22:38

Так любой ток "просто" померять.

Аватара пользователя

Rokin
Сообщения: 954
Зарегистрирован: 04 мар 2011, 19:13
Полное имя: Eduard
Автомобиль: FFn Comfort
Двигатель: 1.4 Бензин
Трансмиссия: Автоматическая
Год выпуска: 2010- 11
Климатика: Климат-контроль
Откуда: Ukraine

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#46 Сообщение Rokin » 17 окт 2012, 22:41

alex57 писал(а):
Rokin писал(а):Но постоянный ток не получится мерять клещевым бесконтактным амперметром, только переменный к сожалению.
а вот
http://www.lasertex.ru/index.php?chapte ... ew&pID=105
3% конечно не зер гут, но для авто даже жирно.
Да, тоже не плохо. Я большие токи на постоянке давно на замерял, хотя в гараже еще где- то валяются шунты на 200/75, 100/75 и 50/75 да милливольтметр на 75 мВ стрелочный, а так обхожусь давно током до 20А.
Дорога ошибок не прощает...


timoha-07
Сообщения: 10938
Зарегистрирован: 18 апр 2012, 19:53
Полное имя: Юрец
Двигатель: 1.4 Бензин
Трансмиссия: Роботизированная
Климатика: Нет
Люк на крыше: Есть
Откуда: Ярцево@Пенза

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#47 Сообщение timoha-07 » 17 окт 2012, 22:47

а так обхожусь давно током до 20А.
То ж. За глаза, в быту.
Чемергес табакеевич и хранитель йода. Теперь просто дед.

Аватара пользователя

Svarog
Сообщения: 1822
Зарегистрирован: 28 фев 2010, 21:35
Полное имя: Сергей
Трансмиссия: Автоматическая
Год выпуска: 2013
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Нет
Откуда: Нижний Новгород

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#48 Сообщение Svarog » 17 окт 2012, 22:56

Практически со всем согласен со SVAROG и alex57 по поводу замеров. Но постоянный ток не получится мерять клещевым бесконтактным амперметром, только переменный к сожалению.
У меня такой есть, меряет постоянный ток примерно от 200 мА до 400А (на разных пределах). Средняя погрешность порядка 50..100 мА. В 2009 стоил меньше 2000=. Проблема с ним одна: клещи довольно большие (диаметр около 40 мм), относительно тонкий провод нужно аккуратно размещать по центру для достижения требуемой точности. Я им люблю мерять ток, текущий по массовому проводу к АКБ.

Есть и другие, у которых диапазон измеряемых токов примерно от 20 мА до 40А, средняя порешность порядка 10..20 мА. Не айс, конечно, но для автомобильных целей очень даже ничего. Стоимость порядка 3500= рублей, только в продаже встречается реже.

Насчет измерения токов мультиметром: если вы это делать умеете, флаг вам в руки. Но измерение тока обычным амперметром связано с размыканием цепи, при ее замыкании возможен кратковременный импульс тока, чего там скажет защита мультиметра - бог знает. А цепь, возможно, будет размыкаться и при переключении пределов измерения тока. Уверяю вас, измерение токов таким образом очень сильно отличается от школьных опытов.

И еще...вы никогда не видели, как летает ключ 22Х24, упавший на клеммы АКБ? Зрелище впечатляет, уверяю вас...мысль при этом одна - только бы не в лоб. Мультиметр на пределе 10А в таком случае запросто может взорваться, если проводочки не слишком тонкие или плавкий предохранитель китайцы случайно поставили с запасом.

P.S. Вспомнил бы про клещевой мультиметр, Касперу бы подарил вместо дурацкого антибукса. Тогда можно было бы купить низкоамперный :)

Аватара пользователя

Rokin
Сообщения: 954
Зарегистрирован: 04 мар 2011, 19:13
Полное имя: Eduard
Автомобиль: FFn Comfort
Двигатель: 1.4 Бензин
Трансмиссия: Автоматическая
Год выпуска: 2010- 11
Климатика: Климат-контроль
Откуда: Ukraine

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#49 Сообщение Rokin » 17 окт 2012, 23:05

Svarog писал(а):И еще...вы никогда не видели, как летает ключ 22Х24, упавший на клеммы АКБ? Зрелище впечатляет, уверяю вас...мысль при этом одна - только бы не в лоб.
Стоял рядом, когда ключ упал на шины 440В. Его порвало на куски. Меня тогда еще минут пять телепало.
Дорога ошибок не прощает...

Аватара пользователя

Svarog
Сообщения: 1822
Зарегистрирован: 28 фев 2010, 21:35
Полное имя: Сергей
Трансмиссия: Автоматическая
Год выпуска: 2013
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Нет
Откуда: Нижний Новгород

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#50 Сообщение Svarog » 17 окт 2012, 23:50

Дело еще в том, что при измерении тока нужно держать в руках сразу два наконечника проводов, соединенные с измеряемой цепью. Крокодилов у мультиметров как правило нет, а накрутить проводок на наконечник и изолировать его - нужно как минимум изоленту иметь и уметь это сделать так, чтобы цепь сама собой не рассоединилась.
С измерениеми напряжения намного проще - черный наконечник можно прижать к кузову и контролировать только красный.

У мультиметра в авто есть еще одно применение - определять падение напряжения между двумя точками - например, клемма (-) АКБ и кузов, клемма (+) АКБ и силовой вывод генератора, и т.п. Уверяю вас, зимой эти доли вольта могут очень хорошо отыграть...

Аватара пользователя

дедавова
Сообщения: 1694
Зарегистрирован: 04 май 2012, 16:34
Полное имя: Владимир
Автомобиль: FFn Trend
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: Механическая
Год выпуска: 2006
Климатика: Кондиционер
Люк на крыше: Нет

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#51 Сообщение дедавова » 18 окт 2012, 05:22

Svarog писал(а):
1. Катушка зажигания, сопротивление. Укзал бы допуски при которых Это работает хорошо.
2. Провода высоковольтные, сопротивление
3. Постоянный ток.
4. В минимальных количествах проверка прозвонка генератора?
Как старый зануда, не могу не позанудствовать и в этот раз:
1. Сопротивление первичных и вторичных обмоток катушек зажигания когда-то действительно измеряли тестером. Таким образом можно было в теории проверить обрыв этих самых обмоток, ... но это отнюдь не решает всех проблем. Прикол в том, что на трех последних машиных я совсем не знаю типовые значения сопротивления этих самых обмоток.
Уже дважды на форумух было как пользователь измерив сопротивление в катушке установил что оно заметно отличается. И это был а причина плохой работы мотора

2. ВВ провода вроде бы имеют распределенное сопротивление токонесущей жилы, а может и промежуточного изолятора. Наверное их можно померять...прикол в том, что на двух последних машинах (с 2002 года) у меня не было никаких проблем с ВВ проводами - т.е. ну совсем никаких. Более того, на ФФн я их даже сам ни разу не выкручивал - просто тупо меняю их раз в год на ежегодном ТО.
3. Постоянный ток, когда это возможно, в авто лучше мерять клещевым бесконтактным амперметром - там правда свои проблемы есть. У обычных мультиметрах предел измерения тока 10А, причем обычно на выводе без защиты. Лучше им совсем не пользоваться, если есть хоть малейшие сомнения, что измерение не приведет к проблемам ни в измеряемой цепи, ни в самом мультиметре. К тому какой именно постоянный ток вы собираетесь мерять в авто (и нафига)?

Я теперь не буду мерять ток. Для этого и зашел к вам - узнать что почем.
4. Что в генераторе, что в стартере сопротивление обмоток в лучшем случае единицы ом, обычный мультиметр там с трудом отличит его от КЗ - хотя иногда важно убедиться в отсутствие обрыва цепи. Тот, кто снимет и разберет стартер и генератор, наверняка сможет найти типовые значения сопротивления в измеряемых цепях и так, и ему не надо будет писать "мурзилку" для пользования мультиметром. Конечно, можно (в теории) прозвонить диоды выпрямительного моста генератора на предмет обрыва или КЗ...только вот сможете ли вы это сделать и даст ли это что-то "нетехнарю"?


Типовое использование мультиметра в автомобиле предполагает лишь два варианта: прозвонить цепь на наличие КЗ (или близкого к нему значения сопротивления) или контакта, убедиться в наличие или отсутствии напряжения в определенной точке и до кучи получить его точное значение. Большего "нетехнарю" делать не надо...и самое главное, "нетехнарь" должен раз и навсегда забыть о том, что мультиметр может измерять ток и не совать штырьки проводов в токоизмерительное незащищенное гнездо и не переключать мультиметр с ручным управлением в режим измерения токов.

Извините еще раз за махровый скептицизм и нахальное начетничество...

Аватара пользователя

дедавова
Сообщения: 1694
Зарегистрирован: 04 май 2012, 16:34
Полное имя: Владимир
Автомобиль: FFn Trend
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: Механическая
Год выпуска: 2006
Климатика: Кондиционер
Люк на крыше: Нет

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#52 Сообщение дедавова » 18 окт 2012, 05:37

Спасибо и привет всем моим коллегам, отозвавшимся :hat:

Все сказаенное очень полезно для меня, возможно и для других и скептицизм здоровый Svarog нисколько не задевает, он ведь на пользу. Важно то что вы критически пишете, тем самым предотвратили, как минимум порчу оборудования.
Сейчас осваиваю это чудо, но только в режиме измерения напряжения батареи.

После ночной парковки напряжение батареи составило 13,08 v. В режиме автотестирования 12,6 v.
Тут же имерил напряжение на клеммах тестером -12,61 v.
Через 5 минут напряжение стало 12,7 v.
Через 20 минут 12,9 Можно это прокомментировать?

На мой дилетантский взгляд можно сделать вывод что бортовой вольтметр и тестер показывают одно и тоже.
Точность вполне удовлетворительная !
А падение значения во втором измерении тестером вызвано включением зажигания и некоторым расходом емкости батареи. Со временем она должна восстановиться...Вы только не хихикайте пожалуйста, но всю жизнь пользовавшийся только ареометром и привыкший верить только ему открываю для себя что-то новое. И это интересно! Ведь динамика восстановления напряжения батареи после включения нагрузки наверное может служить косвенным признаком жизнеспособности батареи?

А вот по сопротивлению на катушке были сообщения что именно заметно разные показания подвигли пользователя к ее замене и восстановлению нормальной работы двигателя - Прокомментиоруйте пожалуйста. И как практически измерить сопротивление в катушечных парных выводах....

Alex вам привет :hat: . Я свой тестер тоже оставил в гараже с выставленным параметром 20 v на постоянном токе. Интуиция что ли, что только это и придется контролировать?

Юрец насчет дискриминации вы правы, какой-то субстрат немного присутствует, но это не совсем дискриминация. Просто мэтры вливают вечное наши в пустые головы. Однако наши профессора забывают, что один дилетант стоит трех аспирантов :umnik: .

Аватара пользователя

НачТех
Последнее сообщение от 21 апреля 2017
Сообщения: 1854
Зарегистрирован: 18 мар 2010, 14:48
Полное имя: Сергей Владимирович
Автомобиль: FFn Elegance
Двигатель: 1.6 Дизель
Трансмиссия: Механическая
Год выпуска: 2008
Климатика: Нет
Люк на крыше: Нет
Откуда: СКФО, Ставрополь [26]
Контактная информация:

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#53 Сообщение НачТех » 18 окт 2012, 10:25

дедавова писал(а): оставил в гараже с выставленным параметром 20 v на постоянном токе
Владимир, это можно делать только если на приборе есть кнопка отключения питания. Иначе батарее в приборе жить не долго. :)

Добавлено спустя 24 минуты 55 секунд:
Посмотрел в ИНЕТе у тебя эта кнопочка ЕСТь. Даже автоотключение присутствует. А вот защиты на пределе 20А по току нет. Осторожнее с измерением тока. :hat:
Одни любят складывать и умножать, а лично я делить и отнимать...


alex57
Сообщения: 6036
Зарегистрирован: 12 янв 2010, 16:30
Полное имя: Александр
Автомобиль: Другой
Трансмиссия: Автоматическая
Год выпуска: 2019
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Нет
Откуда: Сык-тыв-КАРРР!!!

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#54 Сообщение alex57 » 18 окт 2012, 10:39

Автоотключение хорошая штука. Мои китайчата для мобильных измерений, один с кнопкой, другой без, автоотключения не имеют. Оставишь с лаборатории в пятницу включенным,
а в понедельник с утра - за батарейкой. :(
дедавова писал(а):Через 20 минут 12,9 Можно это прокомментировать?
Нельзя. Если в процессе измерений то включается, то
выключается зажигание, то тут непонятно что комментировать.
Обычно ставишь машину в гараж - напряжение на аккумуляторе больше 13 В,
потом постепенно падает, если не трогать, до 12,6-12,8 для полностью заряженного аккумулятора,
в зависимости от температуры. А если аккумулятор отключен от нагрузки, то с этих
13 с чем-то Вольт он может приходить в равновесие и часа 3-4.

Аватара пользователя

Svarog
Сообщения: 1822
Зарегистрирован: 28 фев 2010, 21:35
Полное имя: Сергей
Трансмиссия: Автоматическая
Год выпуска: 2013
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Нет
Откуда: Нижний Новгород

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#55 Сообщение Svarog » 18 окт 2012, 11:09

Господа, еще раз обращаю внимание на то, что оценивать состояние АКБ по ее ЭДС - занятие обманчивое. ЭДС свинцово-кислотной батареи определяется ее электрохимией и зависит лишь от двух основных параметров: температуры и степени заряженности. Оно будет одинаковое и у АКБ в 60 Ач, и у маленькой АКБ в 4 Ач. Пытаться оценить состояние АКБ по поведению ее ЭДС в состоянии "сразу после зарядки", "через некоторое время после зарядки", "при разрядке малым током" и т.п. в теории можно, но нужно рисовать массу многомерных таблиц соответствия всего этого.

Состояние АКБ наиболее просто и достаточно надежно определяется, как ни странно, нагрузочной вилкой. Менее просто и еще надежнее - зарядно-разрядным циклом с полным разрядом и зарядом с подсчетом количества закаченных туда Ач. Судить о состоянии АКБ по плотности электролита можно лишь в том случае, когда вы точно знаете исходный уровень ее плотности (когда АКБ была совсем молодая) и этот уровень плотности не корректировался электролитом.

Аватара пользователя

Doc Brown
Супермодератор
Сообщения: 18343
Зарегистрирован: 11 янв 2010, 09:50
Полное имя: Дмитрий
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: Автоматическая
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Нет
Откуда: Лопнувшая

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#56 Сообщение Doc Brown » 18 окт 2012, 11:49

Svarog писал(а):в теории можно, но нужно рисовать массу многомерных таблиц соответствия всего этого.
Я это делал (ради спортивного интереса). Прикол в том, что таблицы не универсальные. И то, что было составлено для Моторкрафта на Фьюже, абсолютно не подошло Моторкрафту, который стоит на Фокусе. Хотя формально, семейство АКБ одно и то же.
Svarog писал(а):Состояние АКБ наиболее просто и достаточно надежно определяется, как ни странно, нагрузочной вилкой.
Только лучше электронной. А то, производители, не знаю насколько обоснованно, запрещают подключать к современным АКБ старые вилки с балластным резистором.
Наша цель - наносить пользу и причинять добро!

"Come on, you apes! You wanna live forever?" (c)


alex57
Сообщения: 6036
Зарегистрирован: 12 янв 2010, 16:30
Полное имя: Александр
Автомобиль: Другой
Трансмиссия: Автоматическая
Год выпуска: 2019
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Нет
Откуда: Сык-тыв-КАРРР!!!

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#57 Сообщение alex57 » 18 окт 2012, 12:13

Была у меня на десятке хорошая штука. Которая гордо называлась Бортовым Компьютером. :)
А по сути это был вольтметр и как бы "электронная нагрузочная вилка".
На самом деле "электронной нагрузочной вилкой" там служил пиковый вольтметр,
который измерял минимальное напряжение в бортсети в момент запуска
двигателя. Метода простая: если стартер подсаживает заряженный аккумулятор до напряжения
менее 10 В, то можно начинать неспешно подъискивать новый аккумулятор.
Три аккумулятора подтвердили это правило.
Конечно для нашего аккумулятора и нашего стартера мб другое значение.
Но врядли сильно другое.

Аватара пользователя

дедавова
Сообщения: 1694
Зарегистрирован: 04 май 2012, 16:34
Полное имя: Владимир
Автомобиль: FFn Trend
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: Механическая
Год выпуска: 2006
Климатика: Кондиционер
Люк на крыше: Нет

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#58 Сообщение дедавова » 18 окт 2012, 12:19

НачТех писал(а):
дедавова писал(а): оставил в гараже с выставленным параметром 20 v на постоянном токе
Владимир, это можно делать только если на приборе есть кнопка отключения питания. Иначе батарее в приборе жить не долго. :)

Добавлено спустя 24 минуты 55 секунд:
Посмотрел в ИНЕТе у тебя эта кнопочка ЕСТь. Даже автоотключение присутствует. А вот защиты на пределе 20А по току нет. Осторожнее с измерением тока. :hat:
Нет-нет я его включаю только на момент измерения :) Инструкцию прочел из интернета, его оказывается вообще надо хранить при положительной Т.
А вот насчет нагрузочной вилки электронной не слышал, надо поизучать вопрос. Может и обзавестись?

Аватара пользователя

*Casper*
Руководитель
Сообщения: 42081
Зарегистрирован: 10 янв 2010, 23:33
Полное имя: Санчело Мастраяни
Автомобиль: Другой
Двигатель: Другой
Трансмиссия: Другая
Год выпуска: 2023
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Есть
Откуда: Торжок [69]
Контактная информация:

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#59 Сообщение *Casper* » 18 окт 2012, 13:29

Svarog писал(а):еще раз обращаю внимание на то, что оценивать состояние АКБ по ее ЭДС - занятие обманчивое.
+100500


alex57
Сообщения: 6036
Зарегистрирован: 12 янв 2010, 16:30
Полное имя: Александр
Автомобиль: Другой
Трансмиссия: Автоматическая
Год выпуска: 2019
Климатика: Климат-контроль
Люк на крыше: Нет
Откуда: Сык-тыв-КАРРР!!!

Re: Цифровые мультиметры. Правила пользования

#60 Сообщение alex57 » 18 окт 2012, 16:44

дедавова писал(а):А вот насчет нагрузочной вилки электронной не слышал, надо поизучать вопрос. Может и обзавестись?
ИМХО лишнее. Чем меньше лишних приборов, тем лучше.
Ну вот была у меня эта как бы электронная нагрузочная вилка. Да, она подсказывала, что
аккуму скоро каюк. И правильно подсказывала.
Но все равно растягиваешь аккумулятор до последнего.
И только когда уже он крупно подведет, то меняешь.. :)
Опытный человек, вроде дедавовы , уверен, что имеет массу косвенных
признаков, по которым знает - дохлый аккумулятор или еще не очень.

Оценивать по ЭДС - занятие обманчивое - тут не поспоришь.
Но если время от времени, прежде чем завести машину, утром, измерить напряжение в бортсети,
то исходя из личного опыта, примерно в одинаковых условиях измерения, температурах и тд и тп. :)
Короче, если вижу 12.2 В, то это сигнал, что надо подзарядить зарядником срочно.
А если 12.0, то лучше прямо сейчас. Зимой, например, с 12.0 можно доехать до работы (5км),
оставить там на 8-9 часов и обратно уже не вернуться. Сигналка и мороз за день
сожрут остатки и может не завестись. У каждого мб свой опыт. Но нельзя сказать,
что метода совсем не работает. Измерить нельзя, но если приноровиться, то
примерно оценить что с аккумом делать можно.

Ответить

Вернуться в «Электроника»