1 Каналы- условная разбивка частот, унифицированная для всего радиооборудования. В нашем случае- для гражданской радиосвязи-
27 МГц (Си-Би, «Citizens’ Band», гражданский диапазон), с разрешённой выходной мощностью передатчика до 10 Вт;
433 МГц (LPD, "Low Power Device"), выделено 69 каналов для раций с выходной мощностью передатчика не более 0,01 Вт;
446 МГц (PMR, "Personal Mobile Radio"), выделено 8 каналов для раций с выходной мощностью передатчика не более 0,5 Вт.
Интересующий нас Гражданский диапазон распределяется на каналы и виды модуляции. Если очень коротко и по реальности:
Исторически сложилось (в основном из-за ввезённой иностранной техники с предустановленными частотами), что водители-дальнобойщики используют FM-модуляцию 15 канал. 90% дальнобоев никогда не переключаются на другие каналы. Многим и не надо- информацию о дорожной обстановке передают товарищи по дороге, спросить о чём-либо можно, ну и ладно. Пользуясь этим, на 15 канал влезли всяческие "околодорожные" коммерсанты. То есть весь этот эфирный мусор (круглосуточные шинки, ремонт кондиционеров и даже "услуги девочек" под НабЧелнами) появился просто потому, что так проще довести информацию до потенциального клиента. Этот мусор изрядно мешает всем абонентам эфира, но сконцентрирован вокруг больших городов и трасс. Изредка встречаются максимально корректные рекламщики, которые говорят: через минуту можно прослушать информацию... на соседнем (14 или к примеру 16) канале. Туда же переселились службы такси в регионах\городках победнее, где фирмы-операторы не хотят покупать программное обеспечение для организации услуг через интернет\смартфоны, ведь радейка с антенной на базе стоит дешевле... Кроме прочего вся реклама в радиоэфире незаконна- это прямо указано в Законе-всё коммерческое общение в эфирной радиосвязи подлежит регистрации и может даже подлежит лицензированию, но, как обычно в России, суровость законов компенсируется их неисполнением... Организациям, контролирующим использование эфира пользователь 27МГц абсолютно не интересны по ряду причин, ни тебе регистрации, ни контроля реального (хотя в каждом региональном центре Связьнадзора есть мобильный пункт контроля, и если действительно государству будет надо, то нужную радиостанцию точно найдут, владельца накажут, были прецеденты, но это почти всегда никому не надо....) А отсюда постепенно потерялся интерес со стороны ГАИ и милиции- ну кому интересна видеокамера, которой можно снять режимный объект, если эта видеокамера есть в каждом телефоне... Так и здесь- если и прицепятся, то только "до кучи".
2 Слушать можно хоть кого, хоть на каких частотах, об этом в Законе нет ничего. Я же "случайно", перебирая частоты, услышал разговор каких-то лиц о чём-то (то ли доски покупают, то ли объявляют план "перехват"). Не говорил никто скорее всего потому, что или не лезут в чужой разговор, или или не могут влезть в разговор (2 абонента с мощными радиостанциями просто не слышат слабых абонентов). На дороге, "в 15 канале", как правило, нет позывных, ведь по сути там абсолютно незнакомые друг другу люди из разных регионов общаются без соблюдения формальностей. Поэтому на трассу зачастую обращаются так: "Белая скамеечка с мешком, дай обстановочку на ремонте", т.е. "Скания с белой кабиной полуприцеп с тентом, есть ли ГАИ на участке ремонта дороги с ограничением скорости? ". То есть навстречу скорость обычно выше, сложно заметить госномер, обращаются по модели, цвету и внешнему виду: "Красная овечка в канале?-Красная Ивеко в канале?" Если видишь госномен или только госномер, то точнее обратиться по нему, мне, к примеру, говорят сзади: "Фордик шесть-два-ноль, у тебя стопы совсем не горят!"

- Тут уж всё понятно... Если нужна общая информация, то просто обращаются ко всем:" Есть кто в канале?" или "Коллеги, дайте дорожку на Катю" (Екатеринбург). В свою очередь, при желании что-то сообщить, говорят: "На Вологду в низинке машинка работает", тут не очень понятно где конкретно, но у большинства дальнобоев радиус приёма небольшой, 1-3 км, этой информации достаточно. Другие же, с лУчшим оборудованием, просто имеют ввиду, что в какой-то низинке, скорее всего на ограничении скорости или запрете обгона, стоит ГАИ. Ну и более конкретная информация "Пять-Шесть-Восемь на Новосиб камера, потом Пять-Семь-Три принимают", думаю, тут всё ясно, цифры- указатель на километровом столбике. Так же, думаю, всё понятно, когда в канале кричат "На Уфу встаём до полной, Америка без тормозов, разбегайтесь!". Если же есть некая опасность на краю дороги, обычно слышишь "На Москву идёте- обочинка, осторожно", на что отвечаешь "Спасибо, коллега, шершавенькой тебе". Надо сказать, в разных регионах разный радиообмен в эфире. Где-то почти тихо, где-то болтают без остановки. Зачастую не хотят общаться с водителями легковушек ("маленькой" считается уже Газель и Валдай, а легковушки многие дальнобои вообще считают шелупонью под колёсами, поэтому проще, если хочешь получить ответ, дождаться, когда видишь перед собой или позади грузовик, тогда и спрашиваешь. Ну или, после вопроса, честно признаёшься "я на маленьком фордике с удочкой, навстречу прошёл, подскажите". Вообще, если начинаешь слушать канал, многое непонятно и не слышно (качество связи у многих аховое). Постепенно многое будет понятно.
3 Регистрировать ненадо, сейчас всем до лампочки рация Кроме, разве что таможни и границы, но это другая история. По радейке- да, без нагрузки (антенны или специальной "нагрузки") даже за один раз можно спалить выходной каскад, впрочем, это можно сделать и с кабелем, у которого пробита изоляция и кабель "насосал" воды, треснула изоляция центральной жилы.... А если подключена исправная антенна пусть на магните, слушать что-то можно, даже как-то в эфир выходить, но как... услышит ли кто...
4 Сначала по антенне. Есть специализированные форумы, целые группы приверженцев определённых фирм и вариантов установки. Но, опять же коротко.
Магнитка имеет место быть, некоторые даже настраиваются, но требуют очень точно соблюдать место установки на кузове (КСВметр как раз поможет) при снятии\установке, место установки лучше защитить кружком рекламной плёнки типа ОРАКАЛ или бронирующей плёнкой. Но исправная настроенная магнитка даёт не самую хорошую связь, по сравнению с исправными настроенными вариантами установки антенн другого типа. Вопреки опасениям- не сдувает на скоростях даже 140 км\ч в любую погоду (большой магнит предпочтителен), однако боится низких ветвей деревьев, низколетящих птиц и т.п.
Антенна на кронштейне. При правильных кронштейне и выборе места его крепления даёт хороший результат- прочность установки, настройка, минимизация вмешательств в автомобиль и внешний вид после снятия антенны (продажа). Позволяет монтировать антенны бОльшего размера, нежели магнит. Кроме всего, это иногда единственный вариант (пластиковая, алюминиевая, стеклянная крыша, либо слабая, как на Фьюже). У меня как раз кронштейн 3мм нержавейка. На нём антенна Оптим Турбо 2001, до этого стояла Оптим АТ73.
Врезная антенна- та же антенна, которую крепят и на кронштейн, только сверлится кузовной элемент (не багажник, малый противовес антенне, хуже настраивать), из салона зачищается до металла, изолируется смазкой типа литола, если надо- усиливается пластиной (или используется силовой элемент кузова). Настраивается лучше, чем на кронштейне, кабель внутри кузова. При снятии (продаже) отверстие можно закрыть имитацией антенны "акулий плавник"
Все виды антенн обязательно настраивать с прибором (противникам этого- а антенну радиоприёмника Вы настраиваете\ориентируете, или довольствуетесь прослушиванием передачи с шипением?) и, крайне желательно, периодически ревизировать (окисление паяных частей, влага в рубашке кабеля). Физику так же не обманешь- чем длиннее и ближе к длине волны, тем лучше. Очень хороша т.н. "четверть"- антенна около 2,75м, но это не каждого устроит, когда в крыше такая врезка...
Радиостанция. Тут сложнее. Всё зависит от задачи. Скажу за те, которыми пользовался, врать про другие не буду. Если, как многие говорят, "мне только послушать на трассе", то достаточно несложной и относительно недорогой радейки типа "Мегаджет 300", ну сейчас это "Мегаджет 333"- то же, с дополнениями. Если хочется бОльшего- "Мегаджет 600" или вообще "Оптим 778", но 778- это уже другие деньги, хотя и качество связи лучше (разборчивость речи, функционал, надёжность). По функционалу нужны: Удобная рукоятка регулирования громкости (совмещена часто с вкл, но вкл лучше делать отдельным тумблером, резистор дольше проживёт), хорошо читаемый дисплей (чтоб было ясно видно включенный канал, включенную модуляцию, вид включенного шумоподавителя, желательно шкала S-метра, чтобы просто видеть есть ли сигнал, но не обязательно), шумоподвитель с переключением автоматический\регулируемый. Приятно, если переключение каналов и шумодава есть на тангенте. Есть подвиды радиостанций, которые позволяют встроить радейку в любой автомобиль- с основным блоком скрытой установки, основное или даже всё управление на тангенте (Оптим Аполло1\2, Мегаджет 555), но честно, они не так удобны в эксплуатации (регулировка громкости нажатием двух кнопок и т.п.), хотя их можно спрятать с глаз долой, что многим нравится. Рынок радиостанций довольно инертен, хотя появляются, как правило дорогие, и с цветными дисплеями, и те, которые можно интегрировать в автомобиль- основной блок под панелью, тангента на кронштейне, дисплей на панели приборов. Если интересно, узнаю в клубе, что сейчас современно, недорого и достаточно. У меня сейчас Оптим 778.
Всё написанное выше- сугубо моё мнение.