Изготовление печатной монтажной платы.

Модератор: Техмодераторы

Аватара пользователя

Автор
*Casper*
Руководитель
Сообщения: 39390
Зарегистрирован: 10 янв 2010, 23:33
Полное имя: Санчело Мастраяни
Автомобиль: FFn Trend
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: АКПП+IVD
Год выпуска: 2006
Климатика: Климат-контроль с 2014г
Люк на крыше: Есть
Откуда: Торжок [69]
Контактная информация:

Изготовление печатной монтажной платы.

#1 Сообщение *Casper* » 14 янв 2015, 23:25

  • Тут выбираем что понадобится.
  • Текстолит двухсторонний 18/18 - это достаточно в радовых изделиях. Я беру ISOLA
  • Фоторезист - Ordyl Alpha или ... не помню
  • Фотомаска FSR8000 или IMAGECURE (Эта мне больше нравится, но ее дольше экспонировать).
  • Персульфат аммония.
  • Кальцинированная сода
  • Едкий натр
  • Воды много :)
  • салфетки
  • Оргстекло прозрачное, чистое.
  • Пленка KIMOTO
  • Лазерный принтер
  • Комп, софт.
  • капроновая сетка для нанесения фотомаски.
  • Скребок (шпатель)
Дофига всего :)

Еще у меня уже сделано:
Светодиод на радиаторе,
01 светодиод.JPG
02 штатив.JPG
экспонирующий таймер
03 Таймер.JPG
Всякие ванночки.
Пропущено, ибо у меня готовые платы уже были.
Любой программой, я пользую Sprint Layout, рисуем плату. Зеркалим прямую (видимую плату) и не зеркалим обратную, ведь она рисуется в негативе, это надо помнить. Шаблон печатаем, двусторонний склеиваем так, чтобы внутри оказались оба шаблона. Чем ближе они к текстолиту, тем более точный получается рисунок. Поэтому отпечатанной стороной обращаем к плате.
04 Шаблон.JPG
05 Шаблон сдвоеный.JPG
06 Шаблоны.JPG
Один из шаблонов - это маска. О ней позже.
Обжимаем с двух сторон оргстеклом, чтобы шаблон надежно прилип и не сдвигался, когда будем переворачивать.
07 Шаблон на плате.JPG
08 Шаблон с платой.JPG
Экспонируем. Для Ordyl Alpha выставляем 4 мин 15 сек и расстояние 30-40 см.
09 Установка таймера.JPG
Здесь еще плотность света и коэффициент заполнения.
Собственно экспонирование
10 Экспонирование.JPG
11 Экспонирование.JPG
Переворачиваем плату и еще раз экспонируем. Тут важный момент. Снизу под платой не должно быть ничего белого. Белые предметы отражают УФ лучи светодиода. Разумеется все это делаем в полумраке. Солнечные лучи погубят процесс.

Экспонирование закончено, теперь надо проявить. Проявку можно делать быстро в растворе едкого натра, но так как он и пальчики щиплет и чуть передержал - адьюсь, то я проявляю в кальцинированной соде. По сути это концентрированное мыло. Так что ощущения, словно моешь руки :)
Отрываем защитную пленку
12 Удаляем защиту.JPG
Берем тампон (ну или ватку), окунаем все это в раствор и легкими движениями елозим по плате. Я просто окунаю, вынимаю и вожу ваткой. То одну, то другую сторону. Важно не забывать тереть углы. А то в итоге получается недопрояв и недотрав.
13 Проявка.JPG
Это не полный прояв. Плата еще имеет синеватый оттенок. Надо чтобы медь прям блестела.
14 проявка.JPG
Продолжаем тереть, пока не будет что-то типа того.
15 Проявка завершена.JPG
Тщательно моем плату под струей воды. Лучше теплой. Можно тем же вымытым тампоном протирать. Если останется раствор, то он доведет фотоорезист до состояния геля. Ну и последний смоется. Помыли, засвечиваем. Теперь уже без масок и защит прямым УФ светом. Минут 6
16 Фиксаж.JPG
Вот теперь плата готова. Видно конечно, что есть недомытости. Это плохо.
17 Плата готова к травлению..JPG
МОжно конечно еще помыть, но я предпочитаю просто зубочисткой пройтись по тем местам, где вижу недомытости. Либо немного потравить и потом уже помыть еще. Но не сильно, тк фоторезист может смыться. Это из опыта.

Травление выполняется в растворе персульфата аммония.

Берем персульфат аммония или натрия
18 Персультфат.JPG
Много не надо. Столовой ложки достаточно на 400 граммовую ванночку
19 Ложка персульфата.JPG
20 Ванночка.JPG
Заливаем кипяточком
21 Кипяток.JPG
Размешиваем и вот уже остренький вкус испарений ударяет в нос
22 Раствор.JPG
Окунаем плату. Пусть травится
23 Травление.JPG
Вот уже и первые протравы
24 Процесс пошел.JPG
Здесь самое интересное. Чем лучше помыто, тем ровнее травится. Как видно - помыл хреново.
Вот и готово
25 вытравлено.JPG
Есть конечно козявки. Ну раствор кальцинированной соды старый и холодный. Свежий теплый проявляет очень красиво и чисто.

Теперь отправляем плату в раствор едкого натра для легкого удаления фоторезиста.

Добавлено спустя 43 минуты 53 секунды:
Вот и готова плата
26 Плата готова.JPG
Почистим плату. Мелкой шкуркой или как я капроновым ершиком
27 Пластиковый ершик.JPG
делаем плату блестящую
28 Блесятщая плата.JPG
Для накладывания маски (а она у нас жидкая, пленочную я не нашел), используется капроновая или лавсановая сетка мелкого калибра. Чем мельче, тем тоньше и красивее слой получается. У меня сетка лавсановая, она легче отмывается, тк склизкая.
29 шпатель и лавсан.JPG
Разводим фотомаску с отвердителем 1:3
30 фотомаска и отвердитель.JPG
Размешиваем до однородной смеси
31 однородная масса.JPG
Теперь берем плату. Кладем сверху лавсановую сетку и капаем фотомаской. Работать можно при призрачном освещении. Фотомаска Imagecure не чуствительна к дневному свету и светодиодным огням. Только UV жесткого диапазона.
32 с помощью сетки.JPG
33 кладем маску.JPG
Теперь придерживаем сетку и размазываем шпателем тщательно. Желательно, чтобы краски не оставалось. Надо дозировать потихоньку или тщательно потом смазывать ее. ЧТобы слой получился ровный и красивый.
34 размазываем.JPG
Убираем сетку ловким движением руки и получаем
35 получается.JPG
То же проделываем с другой стороны
36 обратная сторона.JPG
Вот тут пригодились "поля" платы. Ими и кладем на какую-нить опору, чтобы нижний слой не повредить. Я использую зубочистки и мелкие релюшки.

Отправляем на 40 минут это дело сушиться в печку. Я ее сделал из картонкой коробки, обклеив внутри фольгой. Выдерживает 300 градусов.
37 в печку.JPG
Но нам надо поменьше. Нам же еще на этой маске пятачки сделать.
Ставим фен на 151° и 40 минут - я в это время чаевничаю.
38 температура.JPG
39 печка.JPG
Теперь фотомаска подсохла, но она мягкая. Сравнить ее можно с желе с тооооненькой корочкой.
Кладем сверху шаблон маски, обжимаем стеклами.
40 накладываем шаблон маски.JPG
Экспонируем по 15 минут. (чем жиже фотомаска при нанесении, тем меньше время. Вот синяя была довольно густая и время пришлось выбирать 20-25 минут, такая вот хитрая арифметика).
41 Экспонируем.JPG
Далее также промываем в растворе кальцинированной соды.
42 проявляем.JPG
вот уже пятачки побледнели
43 проявляем.JPG
А вот и практически готово
44 почти готово.JPG
Теперь также засвечиваем по 15 минут и запекаем в печке, но уже при 256°
45 запекаем.JPG
46 температура.JPG
Минут 10. Больше не надо. Хватает.

Все, маскирование законечно.
Итак, плата вытравлена, обожжена. Готова к работе. Теперь маскировочное покрытие очень твердое, крепкое. Стойкое к механическому и химическому воздействию, но ножом его конечно пошкрябать можно. Сразу оговорюсь. Это бракованая плата. В нее заложено несколько ошибок (умышленно) и я был в этот день очень зол, дыр наковырял мимо кассы. Но не это главное. Главное в данном топике технология.
Чтобы теперь вырезать платы под заданный размер, используем набор алмазных дисков и дримель. Диски очень тонкие, этим мне они нравятся. Текстолит даже твердый режут как масло, при этом оставляя минимум грязи и пыли.
47 Алмазные диски.JPG
Красный - грубое отрезание - режет очень быстро, но грязно. Обычно исопльзую в гараже для первичного нарезания, где точность попадания не важна.
Сплошной - для выравнивая краев
С отверстиями для глубокой резки.
48 Алманзный диск.JPG
Увеличенное фото. Толщина 0.4 мм.
Ну и инструмент
49 Дримель.JPG
Вот и готовая плата
50 Вырезанная плата.JPG
Специально оставил весь мусор на месте. Как видно - его практически нет.

Меняем насадку и ровняем края
51 Вырезанная плата.JPG
А заодно занимаемся художественной резкой
52 Художествнная резка.JPG
Вот и готов набор
53 Подготовленные платы.JPG
Теперь сверловка. Для этого в начальный рисунок платы на пятачки в цент нанесены точки (они вытравливаются в процессе). Это что-то вроде химического керна :)
Для сверления конечно бы не помешал станок, но у меня его пока нету. Зато есть дрожащая рука.

Для сверления использую набор твердосплавных сверел. Вот таких
58 набор сверел.JPG
54 Сверло твердосплавное.JPG
В чем их прелесть - твердый только наконечник, далее мягкое жало и толстое основание для более четкого усаживания в патрон. Сверлят очень легко и ровно. Даже очень твердый немецкий текстолит. Наши русско-кетайские тупятся на четверти отверстия, а эти прошли уже сквозь не одну плату много много раз. Сначала всю плату сверлю 0.5 сверлом. Также и размечаю отверстия. А потом рассверливаю более толстыми где надо. А еще у этих сверел есть возможность бокового штрабления. Можно длинные отверстия делать.
Такая вот самодельная дрель. Служит верой и правдой ооочень давно.
55 Дрель.JPG
Вот. Дырочки
56 Отверстия в плате.JPG
А вот поближе. Тут видно, что напортачил.
57 Отверстия в плате.JPG
Хотя это исправимо, но все равно, це чисто для демонстрации.

Рассверлил под разъемы дырочки, примеряем
59 Примерка.JPG
А вот и проштрабленные
60 Штрабление.JPG
Механические работы закончены.
Тут 2 видео. Опять же делать и снимать тяжело. Получилось не сразу. Но главное суть.
Намыливаем плату флюсом. Это не трудно
[av][/av]
Я намазываю и лужу постепенно. Хотя можно сразу всю плату.
Ну и берем большую каплю припоя, проводим ею по плате
[av][/av]
Как видно - маска отлично держит и механическое воздействие паяльника и температуру. А еще помогает не дать слипнуться пятачкам. Главное - чтобы плата была теплой. Тут пока примерялся, да свнимал - плата холодная стала. А перед лужением ее феном обдаю слегка. И флюс расплывается и лудится легче. Таким вот методом лудил пятачки 0.4 * 0.9 мм с расстоянием между ними 0.12 мм. И ни одного слипания.

Вот результат
Облуженная плата 3.JPG
Ну а паять детали еще проще. Также нагреваем плату, проводим флюсом, чтобы липкая была. Расставляем на места детали, а затем греем в печке 5 минут 350°. Детали сами занимают свои места. Либо прямо под феном пинцетом кладем деталь на место и прогреваем это место. Второй способ легче, а первый еще и флюс переводит в лак, создавая попутно защиту плате.
Добавлено спустя 16 минут 7 секунд:
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.

Аватара пользователя

YRA
Сообщения: 1040
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 23:51
Полное имя: Юрий.
Автомобиль: FFn Trend
Двигатель: 1.4 Бензин
Трансмиссия: Механическая
Откуда: Ставрополь

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#2 Сообщение YRA » 23 июн 2015, 11:08

Делаю также, только на обычной бумаге, можно конечно,на лощенной из глянцевого журнала.
Платка проходится нулевой шлиф шкуркой, обезжиривается 646 растворителем, с помощью обычного утюга, переносится на фольгу (заворачивется рисунком к плате и проглаживатеся). Потом под краном или в ванночке заливается водой и после размокания бумаги аккуратно скатывается пальцами. Далее травится хлорным железом.
Каждый год службы забирает у военнослужащего 4% ума.
Приношу свои извинения, выслуга на 1998 год, составляла 28 лет.
Не дай Бог и мне таких попутчиков.

Аватара пользователя

Автор
*Casper*
Руководитель
Сообщения: 39390
Зарегистрирован: 10 янв 2010, 23:33
Полное имя: Санчело Мастраяни
Автомобиль: FFn Trend
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: АКПП+IVD
Год выпуска: 2006
Климатика: Климат-контроль с 2014г
Люк на крыше: Есть
Откуда: Торжок [69]
Контактная информация:

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#3 Сообщение *Casper* » 23 июн 2015, 11:44

YRA, ты про ЛУТ?
Точность падает. Я от него в итоге отказался.

Аватара пользователя

шериф
Сообщения: 1077
Зарегистрирован: 07 ноя 2013, 21:30
Полное имя: Михаил
Автомобиль: FFn Elegance
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: Механическая
Год выпуска: 2011
Климатика: Кондиционер
Люк на крыше: Нет
Откуда: Москва

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#4 Сообщение шериф » 23 июн 2015, 12:00

Я обводил дорожки острым ножом, то что не нужно убирал подцепив тем же ножом.

Аватара пользователя

Автор
*Casper*
Руководитель
Сообщения: 39390
Зарегистрирован: 10 янв 2010, 23:33
Полное имя: Санчело Мастраяни
Автомобиль: FFn Trend
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: АКПП+IVD
Год выпуска: 2006
Климатика: Климат-контроль с 2014г
Люк на крыше: Есть
Откуда: Торжок [69]
Контактная информация:

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#5 Сообщение *Casper* » 23 июн 2015, 12:04

шериф писал(а):Я обводил дорожки острым ножом, то что не нужно убирал подцепив тем же ножом.
А если дорожка шириной 0.2 мм и интервал между ними 0.1 мм и таких сразу 16 в ряд?

Аватара пользователя

YRA
Сообщения: 1040
Зарегистрирован: 20 янв 2010, 23:51
Полное имя: Юрий.
Автомобиль: FFn Trend
Двигатель: 1.4 Бензин
Трансмиссия: Механическая
Откуда: Ставрополь

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#6 Сообщение YRA » 23 июн 2015, 12:34

Ну,Саша, я трохи тильке для себе, рисую, мне хватает. Вот сею тему про автоматический полив и тепличку штудирую, про емкости для воды и поддержания уровня воды в них.
Каждый год службы забирает у военнослужащего 4% ума.
Приношу свои извинения, выслуга на 1998 год, составляла 28 лет.
Не дай Бог и мне таких попутчиков.

Аватара пользователя

Автор
*Casper*
Руководитель
Сообщения: 39390
Зарегистрирован: 10 янв 2010, 23:33
Полное имя: Санчело Мастраяни
Автомобиль: FFn Trend
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: АКПП+IVD
Год выпуска: 2006
Климатика: Климат-контроль с 2014г
Люк на крыше: Есть
Откуда: Торжок [69]
Контактная информация:

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#7 Сообщение *Casper* » 23 июн 2015, 12:38

Дак и я под себя. Аду видел? Это офигенно крупный монтаж.

Аватара пользователя

шериф
Сообщения: 1077
Зарегистрирован: 07 ноя 2013, 21:30
Полное имя: Михаил
Автомобиль: FFn Elegance
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: Механическая
Год выпуска: 2011
Климатика: Кондиционер
Люк на крыше: Нет
Откуда: Москва

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#8 Сообщение шериф » 23 июн 2015, 20:14

*Casper* писал(а):
шериф писал(а):Я обводил дорожки острым ножом, то что не нужно убирал подцепив тем же ножом.
А если дорожка шириной 0.2 мм и интервал между ними 0.1 мм и таких сразу 16 в ряд?
Я написал как делал, а в то время таких мизеров не было. Хотя в НИИ Автоматики где я работал методом гальванического травления и такой мизер делали.
А когда делали пробные схемы, брали плату монтажную с дирочками, вставляли микросхемы а на обратной стороне проволочкой паяли контакты а там где пересечения одевали ПВХ трубочку.

Аватара пользователя

Rokin
Сообщения: 954
Зарегистрирован: 04 мар 2011, 19:13
Полное имя: Eduard
Автомобиль: FFN Comfort
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: Автоматическая
Год выпуска: 2010- 11
Климатика: Климат-контроль
Откуда: Ukraine

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#9 Сообщение Rokin » 23 июн 2015, 21:34

*Casper*, если на жало паяльника намотать немного оплетки и пропитать ее припоем, то получается лужение платы тонким слоем...
Дорога ошибок не прощает...

Аватара пользователя

Автор
*Casper*
Руководитель
Сообщения: 39390
Зарегистрирован: 10 янв 2010, 23:33
Полное имя: Санчело Мастраяни
Автомобиль: FFn Trend
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: АКПП+IVD
Год выпуска: 2006
Климатика: Климат-контроль с 2014г
Люк на крыше: Есть
Откуда: Торжок [69]
Контактная информация:

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#10 Сообщение *Casper* » 23 июн 2015, 22:46

Ага. Я знаю.

Добавлено спустя 6 минут 33 секунды:
Только не актуально. Такие вот лепим.
Пример платы.JPG
Пример платы 2.JPG
У вас нет необходимых прав для просмотра вложений в этом сообщении.


Champion
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 23 июн 2015, 22:01
Полное имя: Константин
Люк на крыше: Нет

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#11 Сообщение Champion » 23 июн 2015, 23:48

Спасибо, интересная технология.
Сам изготавливаю с помощью ЛУТ :) Как мне кажется, проще в плане оборудования, а точности для большинства поделок хватает.
Пример: плата для часов 30x50 мм.
Схема и топология найдена на сайте Радиокот.


Champion
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 23 июн 2015, 22:01
Полное имя: Константин
Люк на крыше: Нет

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#12 Сообщение Champion » 23 июн 2015, 23:49

Спасибо, интересная технология.
Сам изготавливаю с помощью ЛУТ :) Как мне кажется, проще в плане оборудования, а точности для большинства поделок хватает.
Пример: плата для часов 30x50 мм.
[img]http://www.fusionguru.ru/images/photoal ... 637_t1.jpg
[/img]Схема и топология найдена на сайте Радиокот.


Champion
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 23 июн 2015, 22:01
Полное имя: Константин
Люк на крыше: Нет

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#13 Сообщение Champion » 23 июн 2015, 23:51

Спасибо, интересная технология.
Сам изготавливаю с помощью ЛУТ :) Как мне кажется, проще в плане оборудования, а точности для большинства поделок хватает.
Пример: плата для часов 30x50 мм.

Схема и топология найдена на сайте Радиокот.

Аватара пользователя

riv66
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 11 окт 2011, 13:47
Полное имя: Игорь
Автомобиль: Nissan X-Trail
Двигатель: 2.0 Бензин
Трансмиссия: CVT
Год выпуска: 2014
Климатика: Двухзонный климат-контроль
Люк на крыше: Нет
Откуда: Москва

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#14 Сообщение riv66 » 24 июн 2015, 09:31

Неее, только не ЛУТ, устал от него. У меня конечно получается не так, как у Каспера, но всё же неплохой результат с фоторезистом. Дорожки 0,2-0,3мм, правда без маски.

Аватара пользователя

Автор
*Casper*
Руководитель
Сообщения: 39390
Зарегистрирован: 10 янв 2010, 23:33
Полное имя: Санчело Мастраяни
Автомобиль: FFn Trend
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: АКПП+IVD
Год выпуска: 2006
Климатика: Климат-контроль с 2014г
Люк на крыше: Есть
Откуда: Торжок [69]
Контактная информация:

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#15 Сообщение *Casper* » 24 июн 2015, 09:46

Часики?

Аватара пользователя

Puwistiy
Сообщения: 3984
Зарегистрирован: 16 окт 2011, 14:15
Полное имя: Андрей
Автомобиль: FFn Elegance
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: Механическая
Откуда: МО

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#16 Сообщение Puwistiy » 24 июн 2015, 14:26

блин ща в глубокую зависть упаду.

Аватара пользователя

Автор
*Casper*
Руководитель
Сообщения: 39390
Зарегистрирован: 10 янв 2010, 23:33
Полное имя: Санчело Мастраяни
Автомобиль: FFn Trend
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: АКПП+IVD
Год выпуска: 2006
Климатика: Климат-контроль с 2014г
Люк на крыше: Есть
Откуда: Торжок [69]
Контактная информация:

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#17 Сообщение *Casper* » 24 июн 2015, 14:42

Puwistiy, да брось ты.

Аватара пользователя

riv66
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 11 окт 2011, 13:47
Полное имя: Игорь
Автомобиль: Nissan X-Trail
Двигатель: 2.0 Бензин
Трансмиссия: CVT
Год выпуска: 2014
Климатика: Двухзонный климат-контроль
Люк на крыше: Нет
Откуда: Москва

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#18 Сообщение riv66 » 24 июн 2015, 15:31

*Casper* писал(а):Часики?
Они самые, причем уже десятый экземпляр. Нравится бегущая строка.

Аватара пользователя

Автор
*Casper*
Руководитель
Сообщения: 39390
Зарегистрирован: 10 янв 2010, 23:33
Полное имя: Санчело Мастраяни
Автомобиль: FFn Trend
Двигатель: 1.6 Бензин
Трансмиссия: АКПП+IVD
Год выпуска: 2006
Климатика: Климат-контроль с 2014г
Люк на крыше: Есть
Откуда: Торжок [69]
Контактная информация:

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#19 Сообщение *Casper* » 24 июн 2015, 15:55

Фигасе. Куда столько? Друзьям?
А можно фото готовой игрушки? Ну как сие выглядит в качестве изделия.

Аватара пользователя

riv66
Сообщения: 373
Зарегистрирован: 11 окт 2011, 13:47
Полное имя: Игорь
Автомобиль: Nissan X-Trail
Двигатель: 2.0 Бензин
Трансмиссия: CVT
Год выпуска: 2014
Климатика: Двухзонный климат-контроль
Люк на крыше: Нет
Откуда: Москва

Re: Изготовление печатной монтажной платы.

#20 Сообщение riv66 » 24 июн 2015, 22:35

*Casper* писал(а):Фигасе. Куда столько? Друзьям?
Нее, только родственникам, на всех времени не хватит.
*Casper* писал(а):А можно фото готовой игрушки? Ну как сие выглядит в качестве изделия.
Конечно, эта тема уже давно обсуждается на радиокоте.







Ответить

Вернуться в «Лудим, паяем»